2015 год выдался трудным как для сотрудников автошкол, так и для желающих получить водительские права. Виной всему стала реформа, начавшаяся в августе 2014 года, а именно введение новых стандартов обучения и ужесточение требований к автошколам.
Теперь, чтобы продолжить свою деятельность, автошколы должны пройти проверку и получить положительное заключение от ГИБДД. Без данного заключения автошкола оказывается нелегальной, и выпускники таких учебных заведений не смогут сдать экзамен в ГИБДД и получить водительское удостоверение. А если и сдадут экзамены и обман вскроется, то их водительские удостоверения аннулируют. Кроме того, изменилась и процедура получения водительских прав.
По мнению сотрудников ГИБДД и Минобрнауки РФ, реформа сферы обучение и получения ВУ повысить уровень подготовки выпускников автошкол и сократить количество ДТП с участием молодых водителей. Однако на сегодняшний день следствием таких реформ стало пока лишь закрытие некоторых автошкол и значительное повышение стоимости обучения.
В статье представлены все изменения, затронувшие сферу обучения в автошколах и процедуру получения водительского удостоверения за последние 2 года.
Большим плюсом является то, что экзамен можно сдавать в любом экзаменационном отделении ГИБДД России в независимости от места жительства и прописки. И получить водительское удостоверение можно также в любом подразделении Госавтоинспекции. Хоть летом у бабушки в другом регионе отучитесь и получите ВУ, без оформления временной регистрации и прочего.
В тоже время уже два года как будущие водители лишились возможности на самостоятельную подготовку. Иными словами, подготовиться к экзамену экстерном нельзя. К сдаче экзамена допускают только после окончания обучения в автошколе. Даже инвалидам нужно учиться. Законопроект об экстерне для инвалидов хотят отклонить.
Для первоначального получения ВУ нужно пройти медкомиссию уже по новым правилам. Без хирурга, без гинеколога (для девушек), но с вероятными новыми видами анализов. Подробности здесь.
А для обмена ВУ в связи с изменением персональных данных (ФИО, например), утерей, хищением, приходом в негодность медицинскую справку с 16 февраля 2016 года требовать ГИБДД не имеют право. Но и права выдадут на короткий срок, до даты истечения прежнего ВУ, а не на 10 лет.
После обучения в автошколе следует сдача внутренних экзаменов, являющаяся промежуточной аттестацией ученика. Без успешной сдачи внутренних экзаменов свидетельство об окончании автошколы не выдадут.
После этого следуют экзамены уже в ГИБДД, состоящие из теоретического, практического экзамена на автодроме, экзамена по городу (кроме водителей категорий М, А1, А).
Те, кто сдал теоретический и практический экзамен на автодроме в ГИБДД, получают заполненный экзаменационный лист. И уже с этим листом наконец-то можно сдать практическую часть в условиях реального дорожного движения – «город». И только после этого выпускник автошколы получает водительские права.
Пересдача теоретического или практического экзамена на площадке может быть проведена не раньше, чем через одну неделю после последней попытки. Что приятно, количество таких попыток неограниченно.
Однако практический экзамен в условиях реального города можно сдать не более трех раз с тем же промежутком в одну неделю. Те, кто не смог сдать экзамен трижды, будут допущены к экзамену не раньше, чем через 30 дней. Каждая следующая попытка допускается также через 30 дней после предыдущей.
Теоретический экзамен действителен 6 месяцев, в этот период времени нужно уложиться сдать практический экзамен. Если практика не будет сдана в течение 6 месяцев, то теорию придется пересдавать снова. Ранее результаты теоретического экзамена были действительны три месяца.
Когда началась реформа автошкол, предполагалось, что государственная пошлина за получение водительских прав достигнет 4500 рублей. А каждый экзамен в ГИБДД будет оплачиваться отдельно. Теоретический экзамен – 1000 рублей, экзамен по вождению на площадке — 1500, а экзамен по вождению по городу - 2000. Каждая новая попытка сдачи того или иного экзамена будет оплачиваться снова.
Но в налоговый кодекс так и не внесли соответствующие поправки. И госпошлина за водительское удостоверение на сегодняшний день составляет 2000 рублей, хотя в НК РФ и осталась графа о правах на бумажной основе (500 руб.), их сейчас не выдают.
Кроме того, следует ждать повышения стоимости самого обучения в автошколах. Ведь с 1 сентября должны вступить в силу новые правила приема экзаменов. А новые правила требует дополнительных часов вождения для оттачивания элементов площадки.
Новые обучающие программы составлены по модульному принципу. Это базовый, специальный и профессиональный модули. Тем, кто получает право управления ТС впервые, нужно будет пройти все три этапа обучения. Тем же, кто хочет получить новую водительскую категорию, базовый уровень вновь проходить не нужно.
Количество часов обучения на самую распространенную категорию «В» увеличилось со 156 до 190. Из них 130 часов отводится на теорию, 56 – на практику и 4 – на экзамен. А в программе обучения появились новые предметы. Например, психологические практикумы по предотвращению и решению конфликтных ситуаций на дороге и оказанию на дороге первой медицинской помощи.
Еще с 2014 года началось обучение водителей по новым категориям. В том числе, введена новая категория «М» для водителей мопедов и скутеров. Однако программы для обучения этих водителей появились только год назад.
Чтобы управлять ТС кандидаты в водители этой категории теперь также должны проходить обучение, сдавать экзамен и получать удостоверение. Однако срок обучения в данном случае будет короче. Вместо отведенных 190 часов, будущие водители мопедов будут обучаться 122 часа.
Следует отметить, что список категорий претерпел значительные изменения. Так, исчезла категория «Е». Зато появились новые категории и подкатегории «ВЕ», «СЕ», «DE», «C1E», «D1E», позволяющие управлять ТС с так называемым тяжелым прицепом.
Новые требования к автошколам внесли изменения не только в программы обучения, но и в материально-техническую базу. Теперь учебные заведения обязаны иметь:
С 5 мая 2014 года работодатели имеют право нанимать водителей только с российскими правами. Причиной принятия такого решения стало большое количество аварий с участием иностранных водителей. В случае допуска к работе водителя без российского удостоверения, работодателю придется выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей. Сам водитель должен будет заплатить от 5 до 15 тысяч рублей.
На данном этапе не все автошколы рассказывают своим ученикам о правилах заполнения европротокола, но действия правительства и РСА ведут к тому, что к осени уже каждое мелкое не спорное ДТП должно оформляться без участия ГИБДД.
Автошколы, непрошедшие проверку и неполучившие заключение ГИБДД, не имеют право на осуществление образовательной деятельности! Поэтому свидетельство о прохождении обучения в такой организации будет считаться недействительным. С ним нельзя будет сдать экзамен в ГИБДД, а, значит, и получить заветное водительское удостоверение.
Чтобы помочь будущим водителям в правильном выборе учебного заведения, ведомство организовало на своем сайте специальный сервис. В нем публикуется список автошкол, прошедших проверку и получивших разрешение на продолжение образовательной деятельности. Список постоянно пополняется и изменяется. Поэтому прежде чем проходить обучение в автошколе, обязательно нужно проверить есть ли она в списке на сайте Госавтоинспекции.
Подготовку водителя в автошколе приравняли к категории получения профессионального образования. А вот разделить обучение любителей и профессионалов так и мечтают, но мечты остаются несбывшимися. Лишь появились требования к профессиональным водителям, а отдельных программ обучения для любителей не появилось.
Нельзя обойти стороной проекты, которые рассматривались, но так и не были приняты. Так, депутат от КПРФ Олег Смолин предложил ввести юношеские водительские права. Сегодня несовершеннолетние имеют возможность учиться в автошколе с 16 лет, однако сдать экзамен в ГИБДД и получить водительское удостоверение могут только в 18. Депутат предложил выдавать водительские права сразу после окончания обучения, т.к. двухлетний перерыв отрицательно сказывается на опыте молодых водителей. Однако чиновники не поддержали данный законопроект, так как посчитали его несвоевременным.
Довольно курьезным стало предложение Минздрава о введении ограничения по медицинским показаниям. Так, по мнению чиновников ведомства, лица с ростом мене 150 см не смогут водить троллейбусы, трамваи, грузовики и пикапы. К счастью, предложение не было одобрено другими депутатами.
Еще один вопрос, остающийся на повестке дня, касается будущей судьбы выпускников «серых» автошкол. У водителей, обучавшихся в автошколах, не получивших соответствующее разрешение ГИБДД на продолжение образовательной деятельности, уже начали изымать и аннулировать удостоверения через суд.
Таковы итоги реформы сферы обучения в автошколах и получения водительских прав. Хотя на практике еще очень много недочетов и пробелов в законодательстве. Некоторые из них озвучили на заседании Госсовета под председательством Президента РФ. Поэтому по его итогам было поставлено много задач перед правительством в сфере работы над безопасностью дорожного движения.
Удачи на дорогах!
Автор: Анна Макарова
Дата публикации: 25 декабря 2014 года.
Обновлена Дмитриевым Виталием, 20.04.2016
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.