Основы эффективного общения Общение является сложным, многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми. Порождает общение потребность в совместной деятельности. Общение состоит из выработки единой стратегии взаимодействия, обмена информацией, восприятия, понимания партнера по общению.

В данной статье мы поговорим об основах эффективного общения: видах, сторонах и функциях общения, а также о признаках и причинах информационной перегрузки. И так, начнем…

Функции общения

Функции общения могут быть следующими:

  • Контактной (установлен контакт (готовность) принимать и передавать сообщения и поддерживать взаимосвязь);
  • Информационной (принимаются и передаются сообщения в ответ на запрос);
  • Побудительной (с целевой стимуляцией активности);
  • Координационной (с взаимной координацией и согласованностью в совместной деятельности);
  • Функцией понимания (при адекватном понимании смысла, взаимопонимание в целом);
    эмотивной (с обменом эмоциями);
  • Функцией установления отношений (при фиксации своего места в социуме);
  • Функцией оказания влияния (с изменением состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера);
  • Функцией потребности в общении (при необходимости узнать или сообщить информацию, оказать влияние на собеседника и т.д.) Данная функция побуждает на вступление в контакт с другими людьми;
  • Функцией ориентировки в целях общения, в ситуации общения, в личности собеседника;
  • Функцией планирования содержания своего общения, когда человеком, обычно на бессознательном уровне, представляется, что именно он будет говорить;
  • Бессознательной (или сознательной), когда человеком выбираются фразы, средства, которыми он будет пользоваться. Человек решает, как он себя поведет и что скажет;
  • Функцией установления контакта;
  • Функцией обмена мнениями, фактами и идеями;
  • Функцией восприятия и оценки ответной реакции собеседника, контроля эффективности общения, где основой выступает установление обратной связи;
  • Функцией корректировки направления, методов общения, стиля и способов их взаимодействия.

Стороны общения

Сторона общения может быть:

  • Коммуникативной, когда общающиеся индивиды обмениваются информацией. Коммуникация является процессом двустороннего обмена информацией, ведущим к взаимопониманию. Общение осуществляется посредством вербального канала (речи) и невербального (мимики, пантомимики).
  • Интерактивной, при которой организуется взаимодействие между общающимися людьми (происходит обмен действиями);
  • Перцептивной, при которой осуществляется восприятие и познание друг друга собеседниками и устанавливается на данной основе взаимопонимание.

Вербальное общение

Вербальное общение происходит с использованием и устной, и письменной речи. Письменная - способствует долгому хранению передаваемой информации. Речевое устное общение состоит из:

  • Значения и смысла слов, фраз, где важная роль отведена точности употребления слова, доступности, правильности произношения и интонации;
  • Речевых звуковых явлений: темпа речи (медленный-быстрый), высоты, тональности, ритма и тембра голоса, дикции и интонации;
  • Выразительных качеств голоса: характерных специфических звуков (смеха, вздохов), разделительных звуков (кашля) и нулевых звуков (пауз);
  • Интонации, эмоциональной выразительности, придающей различный смысл одной и той же фразе;
  • Мимики, позы, взгляда собеседника;
  • Жестов;
  • Расстояния между собеседниками при общении.

Невербальное общение

Невербальные средства общения включают в себя:

  • Кинестику, изучающую внешнее проявление эмоций и чувств: мимику, жесты (движение различных частей тела), пантомимику (осанку, походку, позы);
  • Такесику, изучающую прикосновения в процессе общения: рукопожатия, поглаживания, поцелуи, касания и т.д.
  • Проксемику, изучающую расположения собеседников в пространстве общения.

Виды общения

В зависимости от «цели-средства» общение может быть деловым (средством достижения бизнес-целей) и личностным (где цель – само общение).

Личностное общение служит для формирования человека как личности, дает возможность приобрести определенные черты характера, интересы, склонности, привычки, позволяет усвоить формы нравственного поведения и нормы, определяет жизненную цель и помогает выбрать средства ее достижения.

Деловое общение служит для развития и формирования деловых человеческих способностей, является средством приобретения навыков и знаний. В ходе делового общения человеком совершенствуются умения взаимодействовать с людьми, развиваются необходимые для этого организаторские и деловые качества. Деловое общение состоит из деловой переписки, переговоров и встреч.

В зависимости от основного содержания общение может быть биологическим, когнитивным, эмоциональным, материальным или же конвенциональным.

Материальное общение служит для получения человеком необходимых для нормальной жизни предметов материальной и духовной культуры. Примером можно назвать прямую продажу товаров и услуг.

Когнитивное общение является обменом информацией и выступает фактором интеллектуального развития, поскольку собеседники обмениваются, а значит и взаимообогащаются знаниями.

Конвенциональное общение служит для создания состояния готовности к общению других видов, формулирования установок, необходимых для оптимизации других видов общения. Ярким примером являются ритуалы и церемонии, деловой этикет.

Эмоциональное общение – это источник дополнительной энергии для человека, его своеобразная «подзарядка» для чувств.

Биологическое общение необходимо для сохранения нормальных параметров организма и условий поддержания и развития его жизненных функций. Яркий пример – секс или кормление ребенка.

Информация

Информация представляет из себя сведения о чем-либо, вне зависимости от формы их представления, и переводится с латинского «information», как ознакомление, сведение или разъяснение. Данное понятие рассматривали еще античные философы.

В зависимости от различных критериев информация делится на виды.

По способу восприятия информация может быть:

  • Визуальной – воспринимаемой органами зрения;
  • Аудиальной – воспринимаемой слухом;
  • Тактильной – воспринимаемой тактильными рецепторами;
  • Обонятельной – воспринимаемой рецепторами обоняния;
  • Вкусовой – воспринимаемой рецепторами вкуса.

В зависимости от формы представления информация может быть:

  • Текстовой – передаваемой в форме символов, предназначенных для обозначения лексемов языка;
  • Числовой – передаваемой знаками и цифрами, обозначающими математические действия;
  • Графической – изображения, графика, предметы;
  • Звуковой – устной или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путем;
  • Видеоинформацией – видеозаписи;

В зависимости от назначения:

  • Массовой, содержащей тривиальные сведения и оперирующей набором понятных большей части социума понятий;
  • Специальной – содержащей специфический набор понятий, с использованием которых передаются сведения, понимаемые основной массой социума, но необходимые и понятные в рамках социальной группы, где данная информация используется.
  • Секретной – передаваемой узкому кругу лиц по закрытым (защищенным) каналам.
  • Личной (приватной), представляющей набор сведений об определенной личности, который определяет социальное положение и типы социального взаимодействия внутри популяции.

В зависимости от значения:

  • Актуальной – ценной в данный момент времени;
  • Достоверной – полученной без искажений;
  • Понятной – выраженной языком, понятным тому, для кого предназначена информация;
  • Полной – достаточной для принятия правильного решения или понимания;
  • Полезной, где полезность определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объема возможностей ее использования.

В зависимости от истинности информация может быть:

  • ложной;
  • истинной.

При управлении транспортным средством водитель подвержен большому потоку информации, из которого нужна лишь небольшая часть для того, чтобы качественно и безопасно управлять автомобилем. Данная информация включает в себя:

  • Дорожную обстановку (водителю нужно охватывать взглядом спектр в 360 градусов);
  • Дорожные знаки (водитель должен считывать дорожную разметку и знаки, быстро обрабатывать данную информацию, делать выводы и применять на дороге);
  • Показатели приборов;
  • Звуковые сигналы (сигналы других автомобилей, предупреждающие водителя, звук его автомобиля, и если привычный звук нарушен, то нужно понять причину);

Информационная перегрузка

Информационная перегрузка наступает в случаях, когда поступающая информация по объему превосходит возможности человека ее воспринимать, то есть он не может справиться с огромными масштабами информации.

К признакам информационной перегрузки относят ситуации, когда у водителя:

  • Отсутствует в голове ясность, а умственная деятельность хаотична;
  • Память ухудшается, и в ней появляются провалы;
  • В голове звучит назойливая мелодия или отрывки фраз;
  • Появляется желание все время говорить (дабы избавиться от излишка информации);
  • Появляется бормотание во сне или перед сном, рассуждения вслух;
  • При тяжелом случае человек может слышать голоса во время засыпания или шум в ушах.

К телесному признаку информационной перегрузки относится тошнота, которая, как правило, сочетается с неправильным положением тела. Тошнота является тревожным сигналом, говорящим о том, что нужно прекратить подачу информации.

Причины информационной перегрузки

Главной причиной информационной перегрузки называют информационный вампиризм и интернет-зависимость, неумеренность в просмотре телевизора и т.п.

Средства получения информации помогают человеку уйти от житейских и личных проблем, компенсируя жизненную неустроенность. Однако компенсация эта мнимая, и проблемы только усугубляются, поскольку человек избегает их решения. Таким образом, информационная перегрузка в психологическом плане схожа с наркоманией, алкоголизмом и другими формами патологической зависимости.

Иногда поиск полезных и нужных сведений сопровождается копанием в огромном информационном массиве, что приводит к накоплению фактов, но не их усвоению. Таким образом, человек перенасыщается излишней информацией. Современный человек стоит перед множеством задач и целей, которые требуется выполнить одновременно, а он тратит море энергии на переключение между задачами, а не на их выполнение. Психиатры зовут это потерей продуктивности мышления, которое выглядит как отупение, неспособность к простым умозаключениям, до сознания не доходит информация извне. Человек не пытается сократить число задач, а лишь ускоряется в переключении между ними, и получает в результате переутомление.

Информационная перегрузка иногда происходит от неумения планировать свой рабочий день, от отсутствия рабочего расписания, где прописано количество рабочих часов в день.

Также информационная перегрузка может возникнуть не только от объема поступающей информации, но и от ее непредсказуемости, когда она поступает не в ответ на запрос, а сама находит получателя, который не готов ее воспринимать. Тогда человек не может воспринимать информацию, и она вносит хаос и отсутствие структуры в мир человека, что и приводит к информационному переутомлению.

Еще одной причиной информационной перегрузки ученые называют общее переутомление человека. Тестирование показало, что люди, тратящие на сон менее 6 часов в сутки, хуже прошли тест на память чем те, кто спит по 8 часов в сутки.

Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 01.06.2018г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.