Общеизвестно, что существует специальный ГОСТ Р 52289-2004 на дорожные знаки, по которым размеры знаков выбираются исходя из условий видимости, освещенности, интенсивности движения, ландшафта и прочего, однако известно и то, что их размер колеблется от полуметра до 1300 миллиметров. Откуда же в ряде регионов России взялись уменьшенные знаки? Это самоделки? Или эксперимент?
Выяснилось, что, согласно тому же ГОСТу, в целях эксперимента разрешается менять размеры знаков в любую сторону - как в область увеличения, так и уменьшения. Сказано, что в экспериментальных и иных целях разрешается изменять размеры действующих знаков дорожного движения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом настоятельно рекомендуется проводить разъяснительную работу с гражданами на радио, телевидении и интернете, а также устанавливать специальные информационные щиты в местах установки знаков.
В конце 2017 года в ряде регионов России, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, провели акцию по установке опытных малогабаритных знаков, чья площадь уменьшилась на тридцать процентов по сравнению с обычными. Однако население никто особо в известность не поставил, не говоря уже об установке каких-то специальных информационных щитов, и поэтому обеспокоенные граждане одолевали звонками то ГИБДД, то дорожные службы, то администрацию. Многие водители скептически оценили установку малогабаритных знаков и в большинстве случаев игнорировали их предписания, однако на период эксперимента было решено водителей по возможности не штрафовать, а проводить разъяснительную беседу. Мнения водителей относительно малогабаритных знаков разделились, однако большинство поддержало такую идею, уточнив только, что мала была информационная подготовка граждан.
Правительственная комиссия по ПДД — есть и такая, оказывается, долго изучала материалы исследований, зарубежный опыт и в конечном итоге одобрила использование малогабаритных знаков. Как отмечается в заключении, выданном этой комиссией, данного типа знаки будет служить оздоровлению городской среды, оптимизацию управления транспортом и, самое главное, экономии бюджетных средств, так как эти знаки существенно дешевле. Особо отмечалось, что рекомендуются такие знаки только для участков дорог и улиц, где разрешенная скорость не более шестидесяти километров в час, то есть в населенных пунктах.
Правительственная комиссия констатировала, что размер знаков должен быть таким, чтобы их легко могли заметить водители. Чем выше скорость движения транспортных средств, тем больше должен быть знак, и наоборот. Слишком крупные знаки при медленном движении хуже воспринимаются водителями. Условились в этом году внести поправки в ГОСТ и закрепить право на жизнь этих знаков государственным стандартом.
Информацию для таких выводов дали исследования, проводимые в городах Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Саратов. Также комиссия предложила уменьшить количество знаков до разумного минимума, а часть знаков объединить в один или в блоки.
По результатам эксперимента, проводимого в Москве, были применены уменьшенные знаки для всего, что касается парковок. Например, известно, что стандартный размер знаков Остановка запрещена и Парковка составляет семьсот на семьсот миллиметров. А вот на тех улицах Москвы в виде эксперимента появились знаки формата пятьсот на пятьсот миллиметров, а на двух и вовсе поставили размером четыреста на четыреста. Знак "Платные услуги" уменьшился с размеров 700 на 350 миллиметров до 500 на 250.
Экспериментом в Москве занимался эксперт Александр Шумский. Первоначально на эксперимент планировалось полтора месяца. Затем этот срок продлили до трех. Общее число знаков сократили на сорок процентов, вместо бесконечной череды знаков о платной парковке, сделали одно общее информационное табло с надписью Платная парковка, а чтобы водители не путались, нанесли специальную голубую разметку. По замыслу устроителей эксперимента, водители будут чуть меньше отвлекаться на знаки, экономятся бюджетные средства а, самое главное, город станет красивее, так как огромное число больших знаков существенно закрывают обзор достопримечательностей. Был также использован и зарубежный опыт: там давно и успешно применяют маленькие знаки. Автомобилисты к ним давно привыкли, например, те из них, кто бывал в Польше.
Члены правительственной комиссии сошлись во мнении, что в текущем, две тысячи девятнадцатом году, обязательно внесут поправки в действующие стандарты, и это даст зеленый свет местным властям в установке дорожных знаков уменьшенного размера в своих городах и областях. Ожидается, что установка малогабаритных знаков даст местным бюджетам солидный экономический эффект.
Во время эксперимента с малогабаритными знаками граждане были в недоумении. Как так? Знаки маленькие, вроде бы как игрушечные, может быть, и нарушения по ним как бы ненастоящие, игрушечные, половинчатые? Часть населения Санкт-Петербурга, не зная всех нюансов, оценили их как ненастоящие, как бы детские, напоминающие им знаки с детского автодрома или учебного класса. Инспекторы ГИБДД на местах, а позднее и блоггеры в сети и отдельные телерепортеры терпеливо разъясняли гражданам суть реформы. Таким образом, все малогабаритные знаки имеют те же значения и обозначения, что и стандартные, и их требования обязательны к выполнению.
Никаких скидок по штрафам за нарушение предписаний маленьких знаков не предусмотрено. Итак, знак маленький, а штраф большой.
Автор: Розина Луиза, дата публикации: 26.08.2020 г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.