Проведенные реформы в системе обучения на водительское удостоверение дали хорошие статистические результаты, почти половине автошкол отказано в лицензии. Многие автошколы еще пытаются получить лицензию, переделывают документацию, многие «серые» автошколы закрылись. Но свято место пусто не бывает, как же не заработать на таком прибыльном рынке как обучение на водительское удостоверение, тем более цены сейчас взлетели на высокий уровень. А все почему? Потому что у законодателей формальный подход к разработке и внедрению изменений в законы.
На практике ситуация не сильно изменилась. Немного переждав первую волну закрытия автошкол, на рынок снова выходят не совсем легальные автошколы — «серые» или еще их называют «портфельными». Почему «портфельными»? Да потому что все их имущество — это ручка и документы, помещающиеся в портфель, а материально-техническая база существует лишь на бумаге, чаще в виде договоров аренды.
Выгода для нелегальных автошкол, как и у любой незаконной экономической деятельности: минимум издержек на подготовку, привлекательная стоимость услуги для покупателя, тем самым хороший доход. Особо и напрягаться нечего, секретарь, директор, возможно один преподаватель и инструктор по вождению — вот и весь фонд оплаты труда.
До введения новых требований к лицензированию, материально-технической базе и программам обучения «портфельным» автошколам было просто работать: низкая цена обучения, полно клиентов, желающих без лишних усилий получить водительское удостоверение. Регистрировали группы в ГИБДД, проводили несколько занятий с курсантами, явка не обязательна на занятия, если их вообще проводили, потом выдача свидетельств об окончании автошколы, экзамен в ГИБДД через мздоимство (взяточничество) и вот они долгожданные водительские права. К сожалению, эта схема еще работает, «хорошие знакомые» в Госавтоинспекции все еще оказывают содействие в сдаче экзаменов выпускникам «серых» автошкол.
Бессрочные лицензии для автошкол отменили. Ранее автошкола лишалась лицензии лишь по итогам проверки на основании жалоб от потребителей. Сейчас нелегальным автошколам при проверке для лицензирования показать инспекторам нечего: учебные машины, кабинеты, преподаватели. Даже на обязательном официальном сайте нечего разместить, ведь зачастую то и преподавателей не было.
Сейчас они продолжают заманивать людей в свои сети и под видом договора на обучение на водительское удостоверение подают вам на подпись договор на оказание юридических консультаций в сфере правил дорожного движения. Если абитуриент попадется «читающий», ему объясняют, что сейчас так все работают, после реформы.
Еще догадались оформлять документы об обучении задним числом, вроде как до изменений в лицензировании вы прошли обучение в этой автошколе.
Поэтому будьте внимательны! Читайте договор перед подписанием, читайте отзывы об автошколах. Сэкономите деньги, нервы и возможно сбережете свою и чужую жизнь на дороге, получив реальные теоритические и практические знания в хорошей автошколе.
Утвердить программу обучения не такая и сложная задача, которая стоит перед автошколами. Просто нужно хорошо изучить требования и четко следовать им. Да и преподаватели могут работать или числиться, как зачастую бывает, в нескольких автошколах. А проблему с материально-технической базой решают посредством заключения договора аренды: транспортных средств, помещений, даже компьютерной техники, автодромов.
Арендуют как у своих конкурентов, что я считаю большой оплошностью таких директоров. Ведь понимают же, что к ним не придут учиться те, кто позарился на дешевизну автокурсов нелегалов, которым они сдают в аренду свою материально-техническую базу. Неужели жажда быстрой наживы такая сильная, что затмевается перспектива привлечь больше желающих обучающихся?
Другое дело, когда существуете перекрестная аренда, если закон требует наличие двух транспортных средств (автобусов, например), можно друг у друга формально арендовать, тем самым и себе и конкуренту принести пользу, а качество обучения от этого не пострадает.
Также «серые» автошколы арендуют у самих себя, путем создания фирм однодневок. Но это больше подходит для крупных городов.
В крупных регионах автодромы сейчас стали «резиновыми», купить или арендовать землю в 0,24 гектара для большинства автошкол проблематично, поэтому число желающих арендовать уже готовый автодром огромное количество. Вот и получается, что на один автодром более полусотни арендаторов. Разве реально вместить всех курсантов этих школ? Кто-то просто на просто не откатает обязательное количество часов вождения. От этого страдает практическая составляющая обучения и в легальных автошколах.
В Министерстве образования и Госавтоинспекции пока даже и не знают, что делать с такими автошколами. Недовольством по поводу новой волны «серых» автошкол пестрит весь интернет, но власти ничего сделать не могут, все в рамках закона. Как говориться, не пойман — не вор. Автошколу, которая недобросовестно подходит к своим обязанностям поймать сложно. Ведь тут два субъекта — торгующая свидетельствами автошкола и покупатель, которому выгодно не посещать занятия. О «серой» схеме в соответствующие органы сообщать некому, обе стороны чаще всего довольны результатом, а если покупатель свидетельства и не доволен, то разве он будет жаловать и подставлять сам себя.
Если вы получили документы об обучении в «серой» автошколе, то у вас могут аннулировать водительское удостоверение. Основанием для этого является постановление правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами». Пункт 35 данного постановления гласит, что водительское удостоверение признается недействительным, если оно выдано на основании подложных документов, либо выдано с нарушением установленного порядка выдачи водительских прав.
Если автошкола, в которой вы получили свидетельство об обучении, попадет в поле зрения ГИБДД, и проведенная проверка докажет незаконность ее деятельности, то есть вероятностью, что в скором времени вы лишитесь своих водительских прав. Возможно ли в этом случае доказать, что вы были добросовестным приобретателем образовательной услуги? Это вопрос спорный и требующий доработок в законодательстве. Будем ждать новостей по этой тематике, а также держать вас в курсе последних известий.
«Как еще мошенники зарабатывают на водительских удостоверениях?» читайте на нашем сайте.
Дмитриев Виталий, 22.08.2015
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.