После ряда реформ в сфере обучения на водительское удостоверение идет переполох. Сторонники реформ остаются недовольными результатами первого года после нововведений. ГИБДД по-прежнему обвиняют автошколы в низком уровне подготовки выпускников и в том, что они все еще часто являются виновниками ДТП. Хотя этот показатель снизился более чем на 20 % в сравнении с 2014 годом. А никто и не задумался, что он, возможно, снизился из-за банального уменьшения количества выпускников в переходный период обучения на водительские права.
«Серые» автошколы и мошеннические методы получения водительских удостоверений все еще работают, а вот многим честным автошколам приходиться закрываться или продавать свой бизнес. Те, кто дорожат своей репутацией и не хотят выпускать недоучек на дороги, но не в состоянии, например, выбить себе 0,24 гектара для автодрома, предпочитают покинуть этот рынок образовательных услуг.
Почти 40% автошкол в стране не получили лицензию по новым правилам, из них единицы еще пытаются исправить недочеты в документации. А ряд собственников автошкол в ожидании второй волны реформ в программах подготовки и в требованиях к персоналу выставляют свой бизнес на продажу.
Интернет пестрит объявлениями о продаже действующего бизнеса, автошколы теперь не исключение.
При этом срок существования аж до 7 лет доходит, то есть продают очень зрелый бизнес, с уже налаженными связями и устоявшейся репутацией.
И так в Московской области автошколу с 7 летним стажем работы на рынке можно купить за 1 600 000 рублей. При этом в объявлении говорится, что есть несколько филиалов. Более молодую автошколу (4 года) можно купить за 600 000, правда штатная численность 5 человек, следовательно, и доходы невелики. Но цена смешная, столько сейчас стоит новая лада калина. Значит не все в порядке с материально-технической базой у такой автошколы.
В самой Москве уже нужно заплатить за готовую автошколу от 5 000 000 до 8 000 000 рублей! Почти стоимость квартиры в Подмосковье, хотя и обещают среднемесячную прибыль 400 000 рублей.
В регионах нет такого большого ажиотажа с продажей автошкол, но все же такие объявления удалось найти.
Так в Екатеринбурге продают сеть автошкол с хорошей репутацией и приличной материально-технической базой за 3 200 000 рублей. А в Зеленодольске всего за 1 000 000 рублей. Даже в Кирове и Ульяновске продают автошколы, но цена договорная.
Еще появился такой вид продажи автошколы как франшиза. Для брендовых магазинов и прочих сверхдоходных сфер бизнеса это уже привычное дело. Но выгодно ли по франшизе открывать автошколу? Это еще неясно.
Самая дешевая франшиза по открытию автошколы стоит порядка 600 000 рублей. Обещают за ваши деньги готовую бизнес-модель, с инструкциями по получению лицензии в Министерстве образования, готовым раскрученным брендом автошколы и рядом других полезностей. Даже подберут помещение в вашем регионе. Расписывают «вкусности» этого бизнеса, доход с одного обучающегося обещают более 16 000 рублей. Если вы готовы заплатить 1 500 000 рублей, то за вас приедут и получат лицензию юристы фирмы-продавца франшизы, будут относиться к вам как дорогому гостю.
Но в чем же подвох? Не проще ли купить готовую автошколу или уж если так хочется, а нет предложений по продаже в вашем регионе, то за эти деньги можно начать самим строить этот бизнес. Ведь сроки окупаемости одинаковые. Это конечно дело самих бизнесменов, но задуматься стоит, взвесить все «за» и «против».
В объявлениях собственники пишут, что у автошколы есть лицензия, вся документация в порядке, есть материально-техническая база, соответствующая всем требованиям. Продают просто конфетку, бери и получай доход с нее. А в качестве причины продажи чаще всего указывают:
В одном объявлении было точно честно написано: продам или обсужу совместную работу по развитию автошколы. Не потянул собственник новых требований, денег не хватило.
Самой реально причиной продажи автошколы в настоящее время является неопределенность с нововведениями, которые еще точно будут в соответствии с планом Правительства.
Вот и подумаешь, можно ли легальную автошколу сейчас вообще назвать доходным бизнесом и стоит ли покупать такой бизнес?
Думаю это далеко не все желающие продать автошколу, многие еще сомневаются. Скоро и государственным автошколам будет трудно существовать. Новые требования — новые цены на обучение. И это не жажда наживы. Это реальная стоимость. Но многие кандидаты в водители считают, что за 25-35 тысяч дорого учиться и долго еще к тому же (3 месяца на категорию В), проще «заказать» на дом водительское удостоверение за эту же сумму. Приведут ли нововведения к реальному усилению безопасности на дорогах, будем судить еще через год, когда будет с чем сопоставить статистику. А пока пожелаем терпения руководству автошкол, а их ученикам удачи в познании мастерства вождения.
Дмитриев Виталий, 11.09.2015
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.
Полезная статья.