Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие Психология – это наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности и основанную на ней практику взаимодействия с носителями психики (группой или индивидом), познания и производства.

Психика является формой отражения реальности. Психика развивается и возникает в непрерывном взаимодействии ее с физическим окружающим миром. Психика человека является регулятором проявления активного поведения организма. Психическими познавательными процессами являются процессы, выделяющиеся в целостной структуре самой психики, условно разделяя ее на основные элементы.

Психические познавательные процессы бывают следующих видов:

  • Познавательными, к которым относятся восприятие, мышление, память, ощущение, внимание, воображение и речь.
  • Эмоциональными, к которым относятся эмоции, чувства, аффекты и стресс.
  • Волевыми, к которым относятся постановка цели, принятие решения и борьба мотивов.

Невозможно управлять автомобилем, не используя органы чувств, называемые сенсорными системами или анализаторами. Если дорожные и погодные условия сложные, нагрузка на них увеличивается, что может привести к возникновению опасной ситуации для водителей, пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому будущий водитель должен знать о своих органах чувств и о тех психических процессах, которые запускаются ими.

Различная деятельность человека оказывает специфическое воздействие на организм, отражаясь и на деятельности органов чувств. Таким образом, у водителя постепенно появляются такие комплексные ощущения, как «чувство автомобиля», то есть водитель начинает ощущать габариты авто, его устойчивость и т.д., что важно для надежного управления автомобилем. Данные комплексные ощущения позволяют водителю тонко подстраиваться под свой автомобиль и его особенности, что важно при вождении в сложных условиях.

Действия водителя за рулем – результат работы головного мозга (внешних проявлений психики), и каждый водитель должен знать свои индивидуально-психологические возможности и качества, чтобы, зная свои недостатки, он мог компенсировать их определенным стилем вождения и повышенной осторожностью в критических ситуациях.

Психологическим процессом называют акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Ощущение является простейшим психологическим процессом, состоящим в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

То есть любое изменение в среде, доступное для нашего слуха, зрения и других органов чувств, психологически осознается нами как ощущение, которое возникает как образ, отражающий отдельные свойства предмета.

Восприятие является целостным отражением явлений и предметов объективного мира в случае их непосредственного воздействия в конкретный момент на органы чувств.

Находясь за рулем, водителем удерживается в поле зрения дорога, препятствия на ней, пешеходы, иной транспорт, показания приборов на панели приборов, а слух контролирует работу двигателя. Все эти данные являются результатом воздействия различных явлений и предметов на нервные окончания органов чувств, а далее это возбуждение передается головному мозгу, и возникает ощущение, являющееся отражением в сознании водителя отдельных качеств и свойств предметов, непосредственно действующих на органы чувств.

Восприятие может быть пяти видов:

  • Визуальным;
  • Аудиальным;
  • Осязательным (тактильным);
  • Вкусовым;
  • Обонятельным.

Зрение

Водитель 90% информации получает благодаря зрению. Если глаз водителя видит форму объекта и различает его очертания, то это острота зрения. При отсутствии 100% зрения водителю нужны очки, с помощью которых он сможет четко видеть обстановку. Ежегодно проверяйте зрение, и если нужно меняйте очки.

Если видимость ухудшается, то и аварий становится больше. По статистике число ДТП в ночное время больше, нежели в дневное. Если видимость плохая, водитель должен учитывать физиологию своего зрения. Чтобы восстановить способность видеть обстановку при ослеплении фарами встречных авто, нужно около 7-8 секунд. Поэтому, находясь за рулем ночью, смотрите как можно меньше на ярко освещенные объекты.

Область пространства, измеряемую в градусах и видимую неподвижным (фиксированным) глазом, называют зрительным полем.

Для рассмотрения предметов, находящихся в боковом поле зрения, нужно перевести на них глаза, а это требует времени. Чем выше ваша скорость движения, тем больше времени вам нужно.

Водителю важно видеть обстановку впереди и одновременно сбоку. Данная способность определяется величиной пространства слева и справа от водителя, которое он может видеть, не поворачивая головы, а смотря перед собой.

Вы можете провести тест, чтобы определить, насколько хорошее у вас боковое зрение. Для этого нужно встать, держа прямо голову и смотря на любой предмет, находящийся перед вами. Затем нужно развести в стороны руки, чтобы они образовали прямую линию, и начать их сводить. Как только вы начали видеть руки боковым зрением, остановитесь, и измерьте угол между их положением, которое они занимают, и исходным. Угол не должен быть более 20 градусов. Если он больше, что у вас плохое боковое зрение. Однако не стоит отчаиваться, поскольку вы можете его компенсировать повышением внимательности и осторожности, проезжая участки с возможным неожиданным появлением опасности сбоку, к примеру, выезды со двора, пересечения дорог и т.д.

Водитель должен всегда выявлять из окружающей остановки то, что наиболее важно в данный момент, интересоваться в первую очередь тем, что движется, и тем, что определяет и регламентирует характер движения. Безопасному движению должны быть подчинены все органы водителя: глаза, руки, ноги, мозг. Сначала нужно думать, а только потом действовать. Многие умеют крутить руль и жать на педали, а вот правильно оценить, увидеть и спрогнозировать опасность на дороге могут далеко не все.

Умение видеть обстановку

Просто смотреть – не значит видеть! Важно то, куда и как долго вы смотрите. Правильно, если водитель смотрит на дорогу впереди, а не на то, что находится перед ним, к примеру, на капот своей машины. Вперед нужно смотреть как можно дальше, чтобы вовремя заметить опасность и быть готовым к неожиданностям, на расстояние, равное 12 секундам движения вашего авто, с какой бы скоростью вы не двигались.

Почему именно 12 секунд? Дело в том, что для того, чтобы авто затормозило до полной остановки при нормальных условиях и скорости более 60 км/ч, нужно более 3-х секунд. При плохих условиях потребуется вдвое больше времени на торможение. Будем считать, что это в среднем 4 секунды. Из 12 секунд отнимаем время на торможение, и получаем 8 секунд. Если объект движется вам навстречу, то из этих 8 секунд отнимаем еще 4 секунды. Остается 4 секунды на то, чтобы заметить опасность, оценить ее, принять решение.

Чтобы найти точку, расположенную на расстоянии 12 секунд движения вашего автомобиля, нужно выбрать объект у края проезжей части, и начать считать: одна тысяча один и т.д. до одной тысячи двенадцати. Если вы доехали до назначенной точки (объекта) раньше, чем досчитали до одной тысячи двенадцати, то нужно еще выше поднять свои глаза.

Найдя нужную точку, старайтесь держать участок около нее под наблюдением. Ваш взгляд должен быть в постоянном движении, контролировать обстановку вокруг, и постоянно возвращаться в область 12-секундной точки. Нельзя удерживать взгляд на одном объекте долго, так как можно пропустить что-то важное, к примеру, внезапно вышедшего на пешеходный переход человека.

Активность глаз четко связана с быстротой реакции человека. Помните, что чем быстрее будут ваши глаза, тем больше информации вы получите, и важно использовать зрение на всю мощность, включая боковое зрение.

Чем больше скорость авто, тем больше сужается поле зрения, так как уменьшается угол бинокулярного зрения, т.е. зрения двумя глазами. На большой скорости у водителя меньше времени на то, чтобы отвести в сторону от дороги взгляд, и не совершить ошибку при управлении авто.

Таким образом, чем выше скорость, тем более узкое пространство дороги способен воспринимать водитель, и тем выше опасность наехать на пешехода или столкнуться с другим авто. Также помните, что если два авто проносятся на высокой скорости навстречу друг другу, то при сужении поля зрения зачастую водители перестают видеть встречные авто раньше, чем они поравняются друг с другом.

Иллюзии существуют в любом виде восприятия (слуховом, зрительном и т.д.), но мы подробнее остановимся на иллюзиях зрительного восприятия, так как они чаще становятся источниками ДТП. К примеру, определение интенсивности света:

  • В ночное время, когда по близости нет других огней, даже слабый источник света кажется очень ярким;
  • Визуальная система может неверно оценить размер и расстояние до неизвестного объекта, как и переоценить истинный блеск любого источника света на объекте.
  • Попадая на сетчатку, интенсивное световое излучение создает визуальное изображение очень яркого объекта большим по размеру, чем он должен быть.

Определение размеров предметов и расстояния от них

  • Яркоокрашенный объект кажется ближе, чем темноокрашенный. В ночное время яркий объект кажется ближе по расположению, чем на самом деле.
  • В дневное время на определение расстояния влияние оказывает Солнце: если вы стоите к нему лицом, то расстояние кажется меньше реального, а если спиной – больше.
  • При перемещении любого предмета к горизонту (удалении) его угловые размеры уменьшаются. Если этот же предмет перемещается к горизонту, сохраняя при этом свои размеры неизменными, то кажется, что этот предмет становится больше.
  • Неподвижный точечный источник света на однородном фоне может восприниматься нашей визуальной системой как хаотически перемещающийся (автокинетическое движение).

Слух

Не малое значение для водителя имеет слух, ведь многие опасности сначала проявляются в звуковой форме, и лишь потом становятся видимыми. Если у водителя хороший слух, то он услышит слова, сказанные спокойным голосом на расстоянии 6м, а если слух понижен, то не следует плотно закрывать окна авто, включать радио и музыку.

Слуховое ощущение – это реакция слуховой системы на звук.

Обычно люди воспринимают звуки в интервале частот от 20 до 20000 Гц, а уровень звукового давления измеряется в децибелах (дБ) и зависит от амплитуды колебаний.

Существуют нормы для внутреннего шума в легковых автомобилях, но в грузовых авто, особенно с большой грузоподъемностью, шум в кабине выходит за рамки установленных норм.

Допустимая норма шума в кабине авто должна быть не более 74-75 дБ при частоте 1000 Гц.

Если водитель слушает двумя ушами, то он способен определять источник звука в пространстве и характер его перемещения, оценивая работу агрегатов своего авто, воспринимая информацию, которую передают другие водители посредством звуковых сигналов, звуки железнодорожных переездов, спецавтомобилей и т.п.

Постоянный шум негативно действует на органы слуха, удлиняет скрытый период двигательной реакции, снижает зрительное восприятие, способствует ослаблению сумеречного зрения, нарушению координации движения и функций вестибулярного аппарата, способствуя преждевременному утомлению.

Психомоторика

Психомоторика является совокупностью произвольных, сознательно управляемых двигательных действий. Элемент психомоторной деятельности – это двигательное или психомоторное действие, решающее элементарную задачу (достижение простой осознанной цели) с помощью одного или нескольких движений.

Психомоторный навык является двигательным действием, развивающимся в процессе бытового или учебного упражнения.

Основными психомоторными актами водителя является руление одной или двумя руками, и чем сложнее условия, выше скорость движения и опаснее дорожная ситуация, тем более квалифицированными должны быть управляющие действия водителя.

Движения, в соответствии с общей психологической классификацией, бывают следующих групп:

  • Основными, то есть минимально необходимыми для достижения цели деятельности, осуществляемые при благоприятных условиях.
  • Поправочными, то есть уточняющими основные с отклонением от условий, отклоненных от благоприятных.
  • Дополнительными – не относящимися к основному заданию, но необходимыми в силу побочных для основного процесса факторов.
  • Аварийными – дополнительными, необходимыми при ликвидации аварийной ситуации;
  • Лишними – ненужными и мешающими основным движениям;
  • Ошибочными – выполняемыми вместо правильных движений первых 4-х групп и не достигающих цели.

Управление всех движений осуществляется восприятиями, а качество движений зависит от качества восприятий. Выполнение движений должно быть предельно точным по мышечным усилиям и амплитуде. Если это скоростное маневрирование, то за короткий временной промежуток, и, не снижая скорость вращения рулевого колеса при перехвате руки. Ноги и руки при торможении должны двигаться согласовано по времени, а критические ситуации требуют срочно выбрать действия и быстро реагировать.

По мере того, как водитель овладевает какой-либо новой деятельностью по управлению машиной, он сможет выполнять все более точно и быстро благодаря навыкам.

Навык является способностью в процессе целенаправленной деятельности выполнить составляющие ее частные действия автоматически, не направляя на них специально внимание, но под контролем сознания.

Понятие навыка тесно связано с понятием об умении человека.

Умение является способностью продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Навыки и умения формируются в процессе пробных, ознакомительных и основных упражнений и совершенствуются на практике, приводя к мастерству.

Мастерство является высшим уровнем развития умений и конечной целью обучения. Мастерство при управлении автомобилем обеспечивает его высокую безопасность и надежность.

Знания являются совокупностью усвоенных водителем сведений для безопасного управления авто.

Умения являются способностью своевременного и целеустремленного применения специальных знаний и навыков при управлении автомобилем.

Навыки являются способностью совершения необходимых и эффективных действий по управлению авто (совершенство, доведенное до автоматизма).

Другими ощущениями являются:

  • Обонятельные, позволяющие ощутить острый запах бензина, электролита, горящих материалов и т.п.
  • Кожные, позволяющие ощутить боль, прикосновение, холод и тепло;
  • Двигательные, посылающие нам сигнал о степени сокращения мышц и положении частей тела, что немало важно при выборе правильного положения за рулем, рук и ног на педалях и рычагах и т.п.
  • Кожные и двигательные ощущения в совокупности дают осязательные ощущения, способные заменить зрительный самоконтроль суставно-мышечным.
  • Ощущение равновесия нам нужно на крутом повороте, горной дороге, при боковом крене авто и т.п.

Восприятие времени отражает объективную действительность.

Восприятие пространства позволяет воспринимать форму, величину, взаиморасположение объектов, их рельеф, удаленность и направление, в котором они находятся.

Форма предметов воспринимается зрительным, тактильным и кинестетическим анализаторами.

Важная роль в восприятии движения принадлежит зрительному и кинестетическому анализаторам, а к параметрам движения относятся скорость, направление и ускорение.

Воспринимая пространство (форму, объем, расстояние), за основу берутся представления, сохранившиеся у нас от прошлого опыта. Водителю важно воспринимать расстояние, а именно, удаленность от него предметов. Это называется глубинным зрением. Данное качество (глазомер) есть не у всех с рождения, однако систематическими тренировками это ценное качество можно выработать при помощи несложных упражнений прямо в пути.

  1. Во время движения в автомобиле выберите объект и попробуйте определить на глаз, сколько метров до него.
  2. При движении автомобиля вам навстречу попробуйте определить, в какой точке дороги вы с ним встретитесь.
  3. При выезде на главную дорогу со второстепенной, прикиньте, сколько времени этот маневр у вас займет. Начиная маневр, считайте: одна тысяча один и т.д. до тех пор, пока не завершите маневр. Проверьте, правильно ли вы изначально прикинули время?

Следует помнить, что на восприятие пространства оказывают влияние размер и цвет предметов. К примеру, до автомобилей темных цветов расстояние переоценивается, а до светлых – переоценивается.

Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 26.03.2018г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.