Будучи пешеходами, мы постоянно сталкиваемся со светофорами, когда хотим перейти оживленную трассу. Прекрасно себе представляем, что такое светофор, и правильно трактуем его сигналы. Однако будущему водителю нужно знать, что это далеко не единственный вид светофоров и их гораздо больше.
Классический трёхсекционный транспортный светофор с вертикальным расположением сигналов. Это официальное название того самого светофора, который все хорошо знают. Существует идентичный светофор, но с горизонтальным расположением сигналов.
Пешеходный светофор, ориентируясь на его сигналы, пешеходы переходят дорогу.
Велосипедный светофор как ясно из названия и обозначения контролирует движение велосипедистов.
Трехсекцеонные светофоры с дополнительными секциями – распределяет ТС по разным направлениям. При наличии на трехсекцеонном светофоре черной стрелки акцентируйте свое внимание на существование еще одной секций, которая регулирует отличное от основного светофора направление.
Светофоры с функцией регулирования движения в определённых направлениях располагаются по отдельности над всеми полосами движения.
Реверсивные светофоры устанавливают направление движение: по одной и той же полосе в зависимости от ситуации можно двигаться в одну или в другую сторону. Подобные схемы организуют, чтобы разгрузить дороги в часы пик. Например, когда утром большинство машин направляется из спальных районов в центр города на работу, а вечером поток идет обратно.
Реверсивные светофоры как правило оснащены двумя, реже тремя сигналами:
На автомагистралях реверсивные светофоры применяются во время проведении ремонтных работ.
Двухсекционный светофор используются как правило на промышленных территориях предприятий.
Красный круглый и романтично названный «бело-лунный» сигнал регулируют проезд по железнодорожному переезду. Чтобы водители их точно заметили, они постоянно мигают. При этом белый сигнал разрешает пересекать переезд, а красный нет. Если оба сигнала выключены, то перед пересечением переезда, нужно убедиться, что не приближается поезд.
У трамваев и ТС с выделенной полосой есть свой светофор. Он выполнен в виде двух рядов белых сигналов. Если горит сигнал снизу и один или несколько сигналов сверху, можно ехать. Три сигнала сверху определяют направление движения: налево, прямо или направо.
«Красный свет – дороги нет» выучили мы еще в детстве. Постоянно горящий или мигающий красный сигнал – двигаться нельзя, остановитесь.
Включенные вместе красный и желтый – двигаться по-прежнему нельзя, но скоро загорится зеленый.
Зеленый – проезд разрешен. Но прежде чем тронуться обязательно убедитесь, что машины, которым горит красный остановились, а пешеходы перешли дорогу
Мигающий зеленый – ехать можно, но скоро зажжется желтый.
Желтый сигнал – ехать нельзя, совсем скоро зажжется красный. В качестве исключение проехать на желтый сигнал можно только если остановить автомобиль без резкого торможения не получается (п.6.14).
Мигающий желтый – перекресток не регулируется. Водители определяют очередность проезда, опираясь на правило «помеха справа».
Если появляется регулировщик, все тут же должны остановиться: первый его знак – поднятая вверх правая рука, иногда для большей убедительности он еще и свистит. Если Вы уже находитесь на перекрестке или начали переходить дорогу, Вам разрешено закончить маневр. Аналог этого жеста регулировщика – желтый сигнал светофора: все стоят и ждут новой команды.
Регулировщик разводит руки в стороны (согласно Правилам, когда они устанут, опускает их вниз), это значит, можно ехать. Но только тем, к кому он стоит боком. Если он повернут к Вам лицом или спиной, продолжайте стоять.
Рука вытянута вперед, а сам регулировщик смотрит Вам в лицом – можно повернуть направо, то есть водитель проезжает по углу, образованному рукой регулировщика и его туловищем. Если Вам поворачивать направо не надо, продолжайте стоять и ждать следующего сигнала.
Если регулировщик повернулся к Вам боком и вытянул правую руку, вписаться в выше обозначенный угол не получится. В данном случае вытянутая рука выступает закрытым шлагбаумом, двигаться нельзя.
Регулировщик повернулся спиной и снова вытянул правую руку. Еще раз напоминаем, что в спину регулировщику ехать категорически нельзя! Снова ждите следующего сигнала.
Регулировщик повернулся к Вам левым боком и вытянул правую руку. Как это трактовать? Во-первых, раз он стоит боком, то можно ехать прямо и поворачивать на право. А раз добавился «угол», в который можно вписаться, значит, разрешен поворот налево, а, следовательно, и разворот, то есть можно ехать в любом направлении.
Аналогичным образом жесты регулировщика трактуют пешеходы.
Жестам регулировщика подчиняются также трамваи. Запомните простое правило: «Движение трамваю разрешено только из одного рукава регулировщика в другой».
С 1 марта 2023 года в России был введен новый сигнал светофора - белое изображение пешехода с указательной стрелкой, показывающей направление, в котором пешеходы могут переходить дорогу.
Новый знак светофора размещается ниже основных цветов. Белая стрелка не вводит новых правил - водители уже обязаны уступать дорогу пешеходам на перекрестках. Однако новый знак предоставляет больше информации о разрешенных движениях пешеходов и облегчает жизнь всем участникам дорожного движения, что снижает количество случайных наездов.
Ранее этот сигнал использовался в некоторых регионах в рамках эксперимента и показал свою эффективность, уменьшив число аварий.
Кроме того, изменен знак велосипеда: теперь он относится не только к велосипедистам, но и к владельцам мопедов, движущимся по велосипедным дорожкам. Водители индивидуальных средств передвижения должны следовать сигналам светофора в виде силуэта пешехода или велосипеда, в зависимости от места движения (тротуар или велосипедная дорожка). Для регулирования движения трамваев и маршрутных транспортных средств могут использоваться светофоры одноцветной сигнализации с круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т".
Автор: Анастасия Белси, опубликовано: 21.10.2017, обновлено: 10.01.2024.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.