В настоящее время большинство людей стремится к тому, чтобы иметь личное транспортное средство. Практически в каждой семье имеется личный автомобиль, а во многих их два или три. Большое разнообразие кредитных программ способствует увеличению транспортного потока на дорогах нашей страны. Раньше решение стать водителем было серьезным шагом для каждого человека, к которому он подходил со всей ответственностью. Сейчас же процедура получения прав и покупки автомобиля поставлена на поток. Транспортная система перегружена, а наряду с действительно профессиональными водителями, дороги полны теми, кто имеет очень смутное представление о том, как должны себя вести участники дорожного движения по отношению друг к другу.
Культура вождения очень важна как для сохранения внутреннего спокойствия, так и для обеспечения безопасности дорожного движения. Но культура поведения на дороге невозможна без привитой внутренней культуры человека. Если человек в жизни далек от каких-либо этических норм, сложно ожидать от него, что на дороге он вдруг станет вежливым и культурным водителем. Поэтому в первую очередь нужно работать над своим внутренним «я», прививать уважение к культурным ценностям, развивать участие по отношению к другим людям. Задача сложная, но вполне выполнимая.
Когда я впервые задалась вопросом, что же из себя представляет культура вождения автомобиля, то очень долго не могла найти для себя единственно верное определение этого понятия. Озарение для меня наступило тогда, когда мой отец сказал мне такую фразу: «Культура вождения – это когда на дороге тебе никто не мешает».
Фраза, которая кажется абсурдной поначалу, на самом деле имеет глубокий смысл. На дороге, как и в жизни, невозможно подстроиться подо всех и невозможно узнать, что у каждого из водителей творится в голове. И поэтому если мы будет пытаться сами никому не мешать, то запросто можно сделать только хуже, потому как на одну и ту же ситуацию наш взгляд и взгляд водителя в соседнем автомобиле могут сильно отличаться. Когда же мы руководствуемся тем, что люди на дороге могут быть разные, и взгляды могут быть у всех разные, то в любой ситуации постараемся сохранить спокойствие. Но такая позиция имеет право на жизнь только в том случае, если вы сами соблюдаете Правила дорожного движения, а также стремитесь быть вежливыми, внимательными и терпеливыми по отношению к другим участникам дорожного движения. Это и будет залогом культурного вождения. Нужно думать не только о себе, но и о тех, кто находится вокруг: в таких же автомобилях, пешком, в маршрутных транспортных средствах и т.д.
В последнее время все чаще и чаще встречаются на дороге те водители, которые по какой-то причине считают себя важнее, лучше и правильнее других. Эта позиция в корне не правильна. Можно разобрать несколько ситуаций на примерах.
Все мы ходим в магазин. Многие из нас за покупками отправляются на своем железном коне. В крупных городах ситуация с парковками более-менее регулируется, но вот в небольших населенных пунктах зачастую возникает ситуация, когда специальной стоянки рядом с магазином нет. В тех местах, куда приезжает достаточно большой поток транспортных средств в лучших случаях может быть заасфальтированная площадка, иногда даже со специальной разметкой. Но день ото дня можно наблюдать такую картину, когда некоторые водители паркуют свой автомобиль прямо перед крыльцом или перед входом в магазин, вместо того, чтобы проехать лишние десять метров и встать никому не создавая помех. Чем руководствуются такие водители? – тем, что им так проще. Ведь проще выйти из машины и зайти сразу в нужную дверь, чем пройти пару минут по стоянке. Зато остальным не подойти и не проехать, но это таких водителей не волнует.
Пример показательный, но далеко не единственный. По принципу «мне так проще» поступают во многих случаях и очень многие водители.
Ещё один типичный случай проявления отсутствия культуры вождения – отказ в помощи на дороге. В ситуации, когда потребуется помощь посторонних, может оказаться каждый из нас: отбуксировать неисправный автомобиль, поделиться несколькими литрами топлива, чтобы доехать до ближайшей заправки, поделиться инструментом для устранения какой-либо неисправности в пути, поменять колесо… Да мало ли, что еще может случится. Сейчас многие пострадавшие сталкиваются с тем, что иногда приходится простоять несколько часов, пока хоть один водитель остановится и окажет посильную помощь. Многие водители боятся останавливаться лишний раз, учитывая выросшую в последнее время криминогенную ситуацию на наших дорогах, но многим просто все равно. И вот это равнодушие также является проявлением отсутствия культуры и сопереживания.
В этом плане показательным примером является система взаимопомощи у водителей-дальнобойщиков. Каждый из них обязательно сделает все возможное, чтобы оказать какую-либо помощь: остановится помочь сам или хотя бы сообщит по рации другим водителям о сложившейся ситуации.
Как уже говорилось выше, к сожалению, в современном мире процветает эгоцентризм. Многие из нас считают себя самыми умными, свои решения самыми правильными, а свои поступки самыми рациональными. Все это ведет к тому, что появляется желание «учить жизни» тех, чьи представления о какой-либо ситуации отличаются от наших. Как правило, на дороге такое поведение до добра не доводит.
Наибольшая безопасность движения достигается только в том случае, если водитель спокойно и без излишних эмоций оценивает ситуацию. Излишняя экспрессивность, эмоциональность, резкость никогда не доведут до добра. Нужно учиться принимать все решения быстро, но действовать мягко, без резких движений и сохраняя хладнокровие.
Психологи советуют не принимать близко к сердцу проблемы и следовать девизу героини романа «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра». Действительно, стоит нам немного подождать и успокоиться, как многие проблемы уже не кажутся такими острыми, как на первый взгляд.
Мы рассмотрели всего лишь некоторые неприятные ситуации проявления бескультурного поведения водителей. Однако, таких ситуаций гораздо больше и избегать их мы сможем только в том случае, если научимся быть культурными в повседневной жизни, а не только на дороге.
Автор: Елена Мальцева, дата публикации: 25.10.2014
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.
Давно обратил внимание, что показывать перестроение и поворотстало выходить из моды. Изначально грешил на молоденьких барышень, намертво
вцепившихся в баранку, но мода, очевидно, широко распространилась и на других
водителей. Барышни-то ладно, хорошо хоть сами знают, куда им надо ехать. Понятно,
что и "шахматистам" трудно успевать с такими "мелочами". Но
недавно увидел и догадался в чем причина. Водитель рулит правой рукой, а в
левой - мобильник. Так что причина оказалась простой - отсутствие третьей руки
для рычага поворота. Еще приметил, что некоторые водители стараются ехать по
разделительным полосам. И в этом тоже, возможно, есть свой смысл. В полосе
далеко не всем легко определиться левее или правее, а по полосе все хорошо
видно. Не пора ли и ПДД обновить соответственно?