Психические познавательные процессы: память, внимание, мышление В данной статье мы обсудим такие важные для каждого водителя психические познавательные процессы, как память, мышление и внимание. И так, начнем…

Память

Память является процессом, позволяющим запоминать, сохранять и воспроизводить прошлый опыт человека.

В зависимости от времени хранения память бывает:

  • Кратковременной (до 20 с), когда информация хранится короткий промежуток времени, сохраняя самые существенные элементы образа. К примеру, состояние дорожного покрытия на конкретный момент, пешеход на дороге и т.п.
  • Долговременной (неограниченной), когда информация хранится неограниченный промежуток времени. При данном виде памяти информация не утрачивается, и способна воспроизводиться неограниченное количество раз. К примеру, запоминание правил дорожного движения и т.д.

Человек склонен лучше всего запоминать знания, навыки и умения, приобрести которые он заинтересован и которые необходимы для его профессиональной деятельности. Поэтому существует понятие профессиональной памяти.

Память, по характеру запоминаемого материала, может быть следующих видов:

  • Словесно-логической;
  • Эмоциональной;
  • Наглядно-образной;
  • Двигательной.

Словесно-логической памятью является память на знания, излагаемые в форме речи, логических схем, математической символики. Если у человека хорошо развит данный вид памяти, то он хорошо запоминает слова, логические конструкции и идеи.

Наглядно-образной памятью является память на представления, и у разных людей уровень ее развития различен для разных модальностей, в связи с чем существует слуховая, зрительная, вкусовая, обонятельная и другие виды памяти.

Внимание

Внимание – важнейшая функция, обеспечивающая переработку и прием информации. Каждое мгновение водитель окружен многими предметами и явлениями, но он должен воспринимать лишь те, что могут оказать влияние на безопасность движения.

Внимание является процессом избирательного сосредоточения сознания на определенном объекте, обеспечивающим его особое ясное отражение.

Физиологические основы внимания

Физиологический механизм внимания представляет собой взаимодействие нервных процессов (торможение и возбуждение), которые протекают в коре головного мозга на основе закона индукции нервных процессов, который гласит, что всякий очаг возбуждения, возникающий в коре головного мозга, тормозит окружающие участки. Данные очаги возбуждения различны по силе и величине.

Внимание характеризуют следующие свойства: объем, избирательность, интенсивность или концентрация, устойчивость, распределение и переключение.

Избирательность внимания является сосредоточением на особо важных предметах, к примеру, на пешеходах, дороге и т.п.

Объем внимания характеризует количество объектов или их элементов, способных восприниматься одновременно с одинаковой степенью ясности и отчетливости. Взрослый человек имеет объем внимания в 4-6 объектов, не связанных между собой.

Распределение внимания – это человеческая возможность иметь в сознании в одно и то же время несколько разнородных объектов или выполнение сложной деятельности из одновременных операций. Например, когда водитель переключает передачи, просматривает обстановку в зеркале заднего вида и т.д. Наилучшим распределением внимания считается, если один из видов деятельности выполняется автоматически, или когда существует логическая взаимосвязь между выполняемыми действиями.

Концентрацию и интенсивность внимания характеризует относительно большая затрата нервной энергии при выполнении данного вида деятельности, благодаря чему участвующие в данном виде деятельности психические процессы протекают с большей четкостью, ясностью и быстротой.

Устойчивостью внимания является длительность его сосредоточения на объекте, и зависит она от ряда обстоятельств, таких как особенности деятельности, ее ритм и темп, отношение к ней человека, силы нервной системы и воспитанность внимания.

Сосредоточенностью (концентрацией) называют удержание внимания на одном объекте или деятельности при полной поглощенности мыслями, явлением. Она способствует углубленному изучению познаваемых объектов. Показатель интенсивности – «помехоустойчивость», то есть невозможность отвлечения внимания от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Переключением внимания является намеренное перенесение с одного объекта на другой. Переключение отличается от отвлечения тем, что происходит осознанно, то есть внимание переключается на другие объекты или действия в зависимости от необходимости отдохнуть или требований деятельности.

В зависимости от формы активности и осознанности внимание может быть произвольным и непроизвольным.

Произвольным вниманием является сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности, целенаправленное и требующее волевых усилий, временами значительных. Волевое усилие – это напряжение, помогающее удержать внимание, не отвлекаться и не ошибаться в действиях. Основа любой деятельности, как и управление автомобилем – это произвольное внимание.

Непроизвольным вниманием называют сосредоточенность сознания на объекте из-за особенностей данного объекта как раздражителя, не связанного с заранее поставленными целями и не требующего значительных усилий воли.

Непроизвольное внимание вызывают такие особенности, как:

  • Интенсивность и сложность раздражителя;
  • Новизна и необычность объекта;
  • Динамичность воздействующих факторов.

У водителя во время движения имеет место произвольное внимание, а отвлечение внимания может произойти в основном по причине включения непроизвольного внимания, усталости, излишней эмоциональности, рекламы и монотонной деятельности. Причинами отвлечения внимания может стать регулировка зеркала после начала движения, застегивание ремня безопасности, настройка радио, прием пищи, чтение карты, разговор по телефону и т.д.

Сохранение внимания в случае наличия отвлекающих факторов обеспечивается волевыми усилиями, где воля выражается в способности человека сознательно регулировать и активизировать свое поведение.

Мышление

Мышление является процессом отражения в сознании человека связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление является высшим познавательным процессом, позволяющим человеку отражать в своем сознании сущность и внешние особенности воспринимаемых предметов.

Мышление является обобщенным и опосредованным (не прямым и не непосредственным) отражением действительности, дающим нам возможность познавать то, что мы непосредственно не наблюдаем, предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.

Мышление существует в трех формах: понятия, умозаключения и суждения.

Понятие отражает общие и наиболее существенные свойства явлений и предметов и является элементом мысли.

Мыслить понятиями – то есть мыслить словами, поскольку формирование понятия происходит через язык на основе представлений и восприятий. В суждении выражается итог мысли. К примеру, смотря на дорогу, у водителя возникает суждение: «Поскольку впереди мост, обгон тут запрещен». Суждение – это простейшая форма мыслительного процесса. Умозаключение является более сложным процессом, при котором из одного и нескольких суждений рождается новое. К примеру: «Сейчас дорога круто повернет, а на повороте следует снизить скорость, - следовательно, мне нужно снизить скорость».

Умозаключение основа прогнозирования, а именно, способности опытного водителя предвидеть изменение дорожной обстановки, чтобы с помощью соответствующих целенаправленных действий предотвратить опасную ситуацию.

Способность водителя прогнозировать говорит о его высоком уровне мастерства.

По характеру выполняемой деятельности мышление может быть трех видов:

  • Условно-действенным, при котором осуществляется практическая деятельность (управление автомобилем);
  • Образным, где предметы непосредственно не воспринимаются, а представляются в памяти, к примеру, воображаемое управление автомобилем по какому-либо маршруту и т.п.
  • Отвлеченным (абстрактным), при котором происходит изучение общих понятий и закономерностей явлений, к примеру, освоение законов динамики и т.п.

Деятельность водителя подразумевает особый тип мышления – оперативный, совершаемый в ходе практической деятельности и направляемый на решение практических задач. Оперативное мышление характеризуется тесной связью, переходящей в единство, между восприятием и осмысливанием быстро изменяющейся обстановки на дороге; непосредственное включение мышления в практическую деятельность; жестко лимитированное время, определяющее немедленное исполнение принятых решений; повышенный эмоциональный фон работы, требующий высокого нервного напряжения.

Мысля оперативно в жестко ограниченном времени водитель должен мысленно воссоздать и представить элементы, образующие дорожную ситуацию (пешеходы, автомобили, дорога), привести образы этих элементов в движение и на основе их перемещения увидеть план своих целесообразных действий. Также водитель должен учесть влияние своих действий на дорожно-транспортную обстановку, учитывая безопасность всех участников движения. У опытных водителей оперативное мышление протекает очень быстро, но может замедляться в связи с утомлением, болезненным состоянием или состоянием алкогольного опьянения.

При накоплении опыта оперативное мышление улучшается. Продуктивному процессу мышления способствует глубина знаний водителя. Однако мало иметь просто знания, ими нужно уметь управлять.

Правильное мышление водителя определяют его специальные знания и опыт, обеспечивающие своевременное извлечение из недр памяти данных, необходимых для того, чтобы принять решение и выполнить действия в конкретной дорожной ситуации.

Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 03.04.2018г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.