Мало кто задумывался при сдаче практического экзамена в ГИБДД, что там может произойти авария, что кто-то перепутает педали или скорость. А такое бывает.
И очередная такая авария на экзамене в Питере заставила всех задуматься: а кто же отвечает за безопасность на автодроме в период проведения экзамена?
А получается, что это правовой недочет – казус. Зоны ответственности никакой документ в таких случаях не регламентирует. ДТП – не на дороге, а на закрытой территории, поэтому в оформлении протокола для страховой ГИБДД отказывает.
Нет четких указаний, кто должен находиться с курсантом в автомобиле. Поэтому в каждом городе свои правила приема практического экзамена. Где-то на автомобиле автошколы, где-то на автомобиле ГИБДД. В машину автошколы не пускают инструктора, а то вдруг будет помогать, но и сам экзаменатор не садится в «чужую» машину. Вот и получается, что кандидат в водители сдает экзамен на автодроме где-то с экзаменатором в машине, а где-то в гордом одиночестве.
Много пробелов в этом вопросе, а новый регламент о приеме экзаменов в ГИБДД никак не доработают.
На экзамены на автодроме в Питере в феврале этого года, курсант сидел в автомобиле автошколы один, пробил ворота гаража и врезался в стену. Автошколу и обязали отвечать за своего курсанта - оплачивать ущерб, нанесенный гаражу. Да еще восстанавливать свою машину за свой счет, т.к. ДТП зафиксировать отказали в связи с его происшествием не на дороге, а на закрытой территории.
ГИБДД в этом случае сослались на то, что автошкола сама виновата - выпустила неподготовленного курсанта на экзамен. За риск надо платить.
Автошколе остается в этом случае воспользоваться Гражданским кодексом и взыскать с ученика денежные средства на возмещение причинённого им вреда. А это большой ущерб репутации.
А что касается отказа оформить ДТП на автодроме, тут есть позиция Верховного суда. Он в своих решениях ссылается на то, что требования ПДД, относящиеся к дороге, применимы и к прилегающим территориям, к автодромам в том числе.
В законе об ОСАГО написано, что страховой случай наступает при использовании транспортного средства.
А под использованием транспортного средства в этом же законе подразумевается эксплуатация ТС, связанная с движением транспортного средства в пределах дорог, на прилегающих к дорогам территориях, предназначенных для движения ТС (дворы, жилые массивы, заправки, стоянки ТС и прочее).
Значит и автодром попадает под эту категорию прилегающих территорий, ведь он предназначен для движения транспорта. По идее ГИБДД должны оформить ДТП, т.к. на автодроме действуют ПДД. Не хотят гаишники, вызывайте аварийных комиссаров. Как смешно бы это не смотрелось: при наличии ГИБДД вызывать комиссаров. То же самое, что отказ принять пациента из личного транспорта, а не со скорой, приходится звонить в скорую. К сожалению, у нас бывает и такое.
Случай с одной стороны абсурдный, а с другой – он в очередной раз оголил все недочеты законодательства в сфере приёма экзаменов в ГИБДД. И прикрыть эту наготу должен новый регламент приема экзаменов. Хотя его первоначальная версия предусматривала нахождение в машине на экзамене лишь одного кандидата в водители. По сообщению «Российской газеты», эта формулировка регламента была скорректирована. Но какой она окажется в окончательной версии документа, неизвестно.
Да и допустить инструктора в машину без опаски, что он ринется помогать экзаменуемому, сейчас не проблема. Ведь все машины оборудованы средствами аудио-, видеозаписи. А Минобрнауки рекомендовал установить в учебные автомобили сигнальную лапочку, которая срабатывала бы при нажатии педалей инструктором, чтоб и курсант при обучении понимал, когда ему помогают, а когда он сам все выполняет правильно. Вывести такую же сигнальную лампу на крышу не проблема. И все сразу увидят, что инструктор нажал на педали, значит экзамен провален.
Варианты решения проблемы можно найти, лишь бы это не было поспешным решением, которое породит еще больше коррупции при получении прав.
Дмитриев Виталий, 11.03.2016
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.