Особенности безопасного движения на спуске Каждому водителю необходимо знать такие нюансы, как безопасное управление автомобилем на затяжном спуске, безопасная скорость движения автомобиля, а также использование внешних световых приборов. В автошколах начинающим водителям дается курс по основам безопасного управления автомобилем, где оговариваются такие детали, и вопросы по этим темам будут входить в билеты ГИБДД на теоретическом экзамене. Рассмотрим эти темы подробнее. И так…

1. Движение на затяжном спуске

При езде по городу на легковом автомобиле тормозные диски нагреются максимум до 200 oС, что никак не повлияет на работоспособность тормозной системы. Однако при непрестанном надавливании на тормоз температура может достигнуть 400-500 oС, что крайне опасно. Если диски и колодки перегреются, тормозная система выйдет из строя, поскольку начнется скольжение колодок по раскаленному диску, как по маслу.

Такая ситуация может возникнуть, если вы катитесь вниз на затяжном спуске на нейтральной передаче, и постоянно притормаживаете, чтобы автомобиль сильно не разгонялся.

Вы сможете сберечь свои тормоза, если на затяжном спуске будете применять торможение двигателем. Данная техника подробно описана в предыдущей статье.

Включите понижающую передачу (третью или вторую), уберите ногу с педали акселератора, и ваш авто не сможет набрать разгон, поскольку будет сдерживаться коленчатым валом двигателя, который не сможет ускорить вращение, так как вы не жмете на педаль акселератора, а на холостом ходу коленчатый вал вращается с частотою 800-900 об/мин, что позволит автомобилю ехать медленно.

2. Преодоление водной преграды

Если вы заедете, к примеру, в огромную лужу, на скорости 80 км/ч и более, вода не успеет уйти от колес, в связи с чем образуется водяной клин, шины потеряют сцепление с дорожным покрытием, а автомобиль станет неуправляем. Данная ситуация зовется аквапланированием, когда авто перестает реагировать на руль и тормоза. Однако когда скорость снизится, и колеса продавят воду, это прекратится.

Если же все-таки ваш автомобиль плывет, то крутить руль и давить на тормоз бесполезно. Поэтому остается только дождаться, пока скорость снизится, и колеса вступят в контакт с дорогой. Если колеса повернуты, то авто бросит в сторону. Если колеса еще и заблокированы после ваших попыток нажать на тормоз, то авто занесет. Это довольно опасная ситуация!

Поэтому, если под вами «водяной клин», тормозите двигателем, уменьшив нажатие на педаль акселератора. Скорость начнет падать, контакт с дорогой восстановится, авто станет управляемым. Важно, чтобы не было скольжения колес, и чтобы они принудительно катились по дороге.

Большую и глубокую лужу преодолевайте осторожно на небольшой скорости. Если ваши тормозные механизмы «напьются» воды, то они утратят свои функции. Колодки будут прижиматься к дискам, но торможения не будет, поскольку они начнут тереться по дискам, не оказывая сопротивления. В таком случае необходимо просушить тормоза на ходу, соблюдая все меры предосторожности. Займите на дороге крайнее правое положение, включите «аварийку» и езжайте на первой передаче, периодически выжимая тормоз. Колодки и диски нагреются, что приведет к испарению воды и восстановлению тормозных функций.

3. Безопасная скорость движения автомобиля

Если условия движения идеальные, асфальт сухой и погода ясная, то вы можете смело ехать с той скоростью, которая разрешается на данном отрезке дороги правилами. Но если имеется туман, снегопад, гололед и т.д., каждый водитель снижает скорость до той, на которой он чувствует себя в безопасности. Таким образом, безопасная скорость движения автомобиля определяется водителем, основываясь на его собственных ощущениях.

Однако есть правило, что при любых погодных условиях безопасной скоростью движения будет такая скорость, при которой остановочный путь заведомо меньше расстояния видимости.

Также следует учитывать, что глазомер у каждого человека свой, и ученые подтвердили, что в темноте, когда видимость недостаточная, зрение обманывает человека в сторону большей опасности. Например, в тумане нам кажется, что встречные авто двигаются медленно, и у нас полно времени на подготовку к встречному разъезду, а это крайне опасно! А вот если видимость недостаточная, расстояние до предмета кажется большим, чем на самом деле, что также представляет большую опасность! В ночное время наше поле зрения ограничивается длиною луча фар.

Также водителю необходимо помнить, что даже в ясную погоду при увеличении скорости его поле зрения сузится, и если впереди все под контролем, то опасность сбоку может остаться незамеченной. Ведь чем выше у вас скорость, тем меньше возможности смотреть по сторонам.

4. Особенность применения внешних световых приборов

Каждый водитель должен знать, что при густом тумане или снегопаде от дальнего света фар толку не будет, поскольку луч в 100 метров длиной не достигнет дорожного полотна, а пропадет в стометровой толще снегопада или тумана. А вот луч фар ближнего света 45-50 метров, и его часть пробьется сквозь толщу тумана и достигнет дорожного полотна. И если вы добавите еще и противотуманки, то сможете обеспечить себе неплохую видимость, поскольку противотуманные фары отлично освещают дорогу в непосредственной близости от авто.

Таким образом, делаем вывод, что в условиях густого тумана или плотного снегопада видимость нам обеспечат противотуманные фары в сочетании с ближним светом фар. Также не забывайте о том, что скорость должна быть той, при которой остановочный путь будет меньше расстояния видимости.

И последнее: если в ночное время вы приближаетесь к вершине подъема, переключитесь на ближний свет фар, иначе уже за 100 метров до вершины подъема вы не будете видеть дорогу – луч фар будет светить в небо, а не на дорогу. Также водители, встретившиеся на подъеме, ослепят друг друга, если не перейдут на ближний свет заранее.



Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 27.02.2018 г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.