В сегодняшней статье речь пойдет о простых принципах использования МКПП. Конечно, заявлять о каких-либо правилах не стоит: все машины совершенно разные, а различные мощности и типы двигателей предполагают совершенно разную частоту вращения коленчатого вала. Поэтому говорить о каких-либо принципах мы будем, взяв за условную единицу средний двигатель с объемом в 1,3-1,6 л, мощностью 70-110 л.с, работающий на бензине.
Обычно частота холостых оборотов у подобных двигателей равна 800-900 об/мин, а наибольшая раскрутка 6-7000 об/мин. Тахометр, как правило, разделен на несколько зон. Максимальные цифры расположены на красном фоне, перед которым идет желтый либо красный, но прерывистый цвет. Не лучшее решение - ждать, пока стрелка тахометра окажется на желтом цвете, использование этого запаса прочности совершенно ни к чему, к тому же максимальный крутящий момент остается позади.
Как правило, переключение передач происходит при 2500 об/мин, что примерно равняется:
Однако на момент переключения передач влияют еще некоторые факторы, которые обязательно нужно учитывать. Это интенсивность разгона, качество дороги, ее уклон, количество пассажиров или наличие груза, ощущения водителя.
Другими словами, если вы один двигаетесь по ровной дороге без уклона, ваша машина не загружена, то переключать передачи вы можете на 2000 об/мин. А вот если ваше движение направлено в гору, то следует дождаться 2500 об/мин. Бывают ситуации, когда необходим интенсивный разгон. В таком случае вы можете поднимать стрелку тахометра и до 5000 об/мин. Однако не делайте из этого правила.
Теперь стоит поговорить о работе педалями сцепления и газа. Когда педаль сцепления опущена – то двигатель работает под нагрузкой. Перед тем как переключить передачу, нужно ослабить либо выключить сцепление, т.е. нажать на педаль. При этом нагрузка на двигатель будет ослаблена и он поднимет обороты, если вы в этот момент продолжаете удерживать педаль газа. Поэтому нужно слегка опустить газ одновременно с нажатием педали сцепления.
Каждая следующая передача включается при меньших оборотах. Это значит, что если для переключения первой передачи вы дали возможность двигателю набрать 2500 об/мин, то дальше разгоните его лишь до 1700-1800 об/мин. Необходимо следить за скоростью авто во время переключения передач. Очень важным является соответствие скорости движение частоте оборотов двигателя во время включения сцепления. Если разница будет значительной, и вы при этом резко опустите педаль сцепления, то машина дернется или вовсе заглохнет. Как вы понимаете, переключаясь на следующую передачу, вы должны добиться соответствия оборотов и скорости. Как правило, учат плавно опускать педаль сцепления, однако, если соблюдать вышеописанное правило соответствия, педаль можно просто бросить. Из этого следует, что для того чтобы переключиться на следующую передачу, доведя обороты до 3000 в минуту, мы должны выключить сцепление, нажав на педаль, опустить газ, переключить передачу и, доведя обороты до 2200-2300, включить сцепление, опустив педаль.
Многие водители отрицательно высказываются по отношению к динамике своих автомобилей. При этом, совершая обгон либо объезд препятствия, они не включают пониженную скорость передач либо понижают лишь на одну ступень, но этого обычно не достаточно. Если вам важно совершать обгон на 5-й передаче, то вам нужно приобретать автомобиль с мощностью двигателя от 250 л.с. Кроме этого есть мнение, что переключать передачи нужно последовательно, иначе можно испортить трансмиссию. Однако очень часто водители тормозят перед светофорами, просто нажав на педаль сцепления, а потом переключают передачи с пятой сразу на первую, и их трансмиссия в полном порядке. Здесь действует правило, которое гласит о том, что МКПП можно переключать на любую передачу с любой передачи.
При движении в условиях гололеда крайне важно сохранять устойчивость автомобиля. Для того чтобы обеспечить эту устойчивость, нужно перейти на низкую передачу. Это даст вам возможность контролировать машину, оценивать угол заноса, а при возникновении аварийной ситуации иметь достаточное количество мощности. Запомните, что на скользкой дороге нужно тормозить со включенным сцеплением и передачей. Опустив газ, вы должны переключиться на низкую передачу и затормозить двигателем. Это не даст колесам заблокироваться, и торможение будет плавным.
На сухой дороге тормозить лучше всего на той передаче, которая была при движении. А вот когда вам снова понадобится набрать скорость, вы снова должны включить низкую передачу.
При подъеме в гору вы должны ехать со включенной передачей, чтобы иметь возможность уменьшить либо увеличить обороты, при необходимости. Для преодоления подъема вам нужно изначально определиться с тем, на какой передаче вы сможете это сделать. Конечно, для разных машин она будет своя, но, как правило, это 2-ая или 3-я передача.
Как бы странно это не казалось, но спуск с горы еще более сложен, чем подъем. При спуске нужно тормозить двигателем, так как это более безопасно и эффективно. Нужно убрать ногу с педали газа, переключить на низкую передачу и тормозить двигателем.
Лидия Ткачук, 10.04.2013
специально для АвтоГАИ.ру
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.
Наконец,я поняла почему машина глохнет-несоответствие скорости движения частоте оборотов двигателя во время включения сцепления !!!