«Когда мне было пятнадцать лет, и я копил на новенький мопед»... Безусловно, все помнят слова этой известной песни. И ещё совсем недавно эти слова претворяли в жизнь многие российские школьники. Цена на данное транспортное средство была достаточно приемлемой, да и купить обычный мопед было делом несложным. А самое главное, что и права на вождение мопеда не требовались. Катайся себе в школу, в магазин, на дискотеку. Пока не пересядешь на более взрослое транспортное средство. Но времена изменились.
Разговоры о необходимости введения водительских прав на мопеды появились ещё в далёком 2010 году, когда органы ГИБДД обнародовали неутешительную статистику. Так, только за первую половину года по вине водителей мопедов произошло 2676 ДТП. Причём, 118 человек погибло, а 3046 — получили телесные повреждения различной степени тяжести. Причиной ДТП однозначно признавались слабая теоретическая и практическая подготовка водителей мопедов. Тогда никто не проверял знание ими простейших правил дорожного движения. А ведь сесть за руль мопеда мог вообще любой человек в любом физическом и психическом состоянии. Безусловно, это повышало риск возникновения ДТП на улицах и дорогах страны. Поэтому абсолютно логичным выглядит решение законодателей о внесении изменений в Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которым установлена новая категория транспортных средств под знаком «М». К данной категории теперь официально закреплены мопеды и лёгкие квадроциклы. Кроме того, согласно ч.2 ст.26 данного Федерального Закона, право на управление транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» предоставляется лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Такие нововведения предусматривают, в первую очередь, запрет пользоваться мопедами и скутерами школьникам, не достигшим 16-ти летнего возраста (что раньше не являлось редкостью). Во-вторых, теперь для управления указанными транспортными средствами нужны водительские права. Данные изменения были приняты ещё 5 ноября 2013 года. Однако до нынешней весны по дорогам России беспрепятственно гоняли мопеды и скутеры, и мало кто из сотрудников ГИБДД их останавливал. Почему же «мотиками» решили заняться именно сейчас?
Ответ на удивление прост. Не нужно забывать, что мы живём в России, где между принятием Закона и установлением механизмов его реализации проходят годы. Несмотря на то, что водительские права для мопедов и скутеров установлены 5 ноября 2013 года, правила выдачи этих «удостоверений» приняты лишь через год. И только с конца 2014 года государство начало выдавать водительские права на эти категории транспортных средств. Соответственно, ГИБДД, понимая сложившееся положение, разрешало владельцам мопедов и скутеров пользоваться ими без водительских прав, которые невозможно было получить.
Прошедшей зимой вопрос о водительских правах на мопеды и скутеры не поднимался в связи со своей неактуальностью. Ведь по нашим зимним дорогам проще кататься на снегоходах или санях. «Мотики» в это время ждали свой звёздный час в гаражах и на лоджиях квартир. Но закончилась зима, растаял снег, и наступил новый скутерный сезон. И вот тут для скутеристов грянул гром. Оказалось, что для вождения этими незатейливыми транспортными средствами нужны права. И есть ли смысл их получать? Ведь, во-первых, с момента их получения водитель «мотика» становится полноправным участником дорожного движения. А, значит, на него распространяются, в том числе, нормы Кодекса об административных правонарушениях о нарушении правил дорожного движения. А ведь до этого скутеристы в случае проблем на дороге могли обойтись штрафом до 1000 рублей. Во-вторых, для получения водительских прав необходимо пройти полный курс обучения в автошколе (100 часов «теории» и 16-18 часов «практики») и сдать экзамен. Не проще ли подождать до 18 лет и при тех же усилиях получить права «полноценных» категорий? Видимо, такого же мнения придерживаются большинство нынешних школьников, ведь с начала 2015 года по всей стране выдано лишь около 20000 водительских прав на управление мопедами и скутерами.
Несмотря на положительные моменты принятых в законодательство изменений, которые призваны улучшить безопасность участников дорожного движения, не хотелось бы, чтобы мопеды и скутеры исчезли с автомобильной карты России. Ведь для множества людей в отдалённых сельских районах страны эти транспортные средства являются необходимым условием передвижения. Без мопедов вовремя попасть на работу и в школу, которые находятся в 10 километрах от дома, будет крайне затруднительно. На наш взгляд, такое положение может негативно сказаться на логистике и даже экономике государства. Поэтому видится необходимым упростить порядок получения водительских прав категории «М», заменив, например, экзамен на зачёт.
Впрочем, это вопрос времени. А пока можем посоветовать сельским автолюбителям пересесть со скутеров на мопеды для мотокросса. В ГИБДД эти спортивные снаряды не подпадают под определение механических транспортных средств. Поэтому для управления данными мопедами по закону не нужно получение водительских прав. Безусловно, по городским дорогам на этих «мотиках» не покатаешься, но для сельских жителей данное решение видится временным выходом из сложившегося положения.
Константин Бернатович, 28.05.2015г.
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.