Автомобиль с автоматической коробкой передач – далеко не редкость в современном мире. Если вы стали счастливым обладателем именно такого авто, мы советуем вам узнать, как правильно пользоваться АКПП, чтобы избежать неприятных поломок. АКПП – это сложный и достаточно дорогой механизм, поэтому мы предлагаем вместе разобраться в том, как же все-таки нужно правильно его использовать.

Начинаем движение

Перед началом движения необходимо обязательно прогреть двигатель. Если температура на улице выше нуля, то пары минут будет достаточно, чтобы масло распределилось по коробке и привело ее тем самым в рабочий режим. Однако чем холоднее на улице, тем больше времени нужно двигателю на разогрев. В холодное зимнее время вы можете оставить двигатель в рабочем состоянии на 10 и более минут. Это не повредить ни АКПП, ни двигателю автомобиля.

Помните, что заводить двигатель разрешается только в положениях «Р» и «N». Из этих двух положений предпочтительнее все-таки «Р». Если ваш автомобиль не заводится, проверьте, чтобы рычаг коробки передач стоял именно в одном из вышеуказанных положений.

После того как машина заведена, а двигатель прогрет, можно начинать движение. Для этого нужно перевести рычаг в одно из положений, предназначенных для движения и дождаться легкого толчка. Дело в том, что для переключения, АКПП требуется время. Обычно это не более 1 секунды. Если вы нажмете на газ раньше, то можете сломать АКПП.

Режимы работы АКПП

1) P

Режим парковки. При включенном режиме блокируется вал и ведущие колеса. Данный режим стоит использовать, если вы стоите на месте продолжительное время или покидаете автомобиль. Однако помните, что включать его можно только после полной остановки машины. В противном случае может произойти поломка АКПП. Для того чтобы переключить рычаг в другое положение, нужно нажать на педаль тормоза.

Если ваш автомобиль находится на ровной поверхности, то вам совсем не обязательно использовать ручник. Если же есть даже незначительный уклон, то используйте следующую схему парковки:

Потяните ручник, удерживая педаль тормоза. Опустите педаль тормоза, после этого машина, скорее всего, сдвинется. Лишь после всех вышеуказанных действий переключите рычаг коробки передач в положение «Р».

Для того чтобы снять данный режим и переключиться в другой вам нужно будет в первую очередь передвинуть рычаг в режим, предназначенный для движения. После этого снимите с ручника, удерживая педаль тормоза.

2) R

Режим заднего хода. Он необходим для движения задним ходом. Переключаться в этот режим можно только после полной остановки транспортного средства. При этом необходимо удерживать педаль тормоза.

3) N

Режим нейтральной передачи. Данное положение необходимо только при технических нуждах. К примеру, в автосервисе, когда автомобиль перемещается на маленькие расстояния. Некоторые используют этот режим при спуске с горки, полагая, что экономят топливо. Однако далее им приходится переключаться в режим D, что дает еще большую нагрузку на КПП.

Переходить на этот режим при коротких остановках, к примеру, на светофорах, не нужно.

4) D

Основной режим движения. Он чаще всего используется для движения вперед. Данное положение можно использовать для движения на любой скорости.

5) 2

Данный режим, как правило, используют для движения по неровной поверхности или в случае буксировки другого автомобиля либо прицепа. Однако если скорость движения более 80 км/ч данный режим использовать нельзя.

6) L

Первая передача. Режим, предназначенный для движения в особо сложных условиях. К примеру, по бездорожью. Если вы набираете скорость более 15 км/ч, выбирайте другой режим.

Дополнительные режимы

АКПП оснащена также дополнительными положениями. Мы предлагаем их рассмотреть.

1) OverDrive(O/D)

Данный режим есть на коробках, в которых предусмотрено более 3 ступеней передач. Если данная кнопка включена, то вы можете использовать четвертую передачу, если ее отжать, то выше третьей передачи машина не сможет разогнаться, что обеспечит вам быстрый разгон. Это необходимо для обгона либо в случаях, когда вы должны быстро разогнаться.

2) Кик-даун

Активизировать этот режим можно резким нажатием на педаль газа. В этом случае коробка переключается на 1-2 передачи вниз, что дает возможность быстро ускориться. При этом переключение на следующую передачу осуществляется при более высоких оборотах, чем ранее. Не следует использовать данный режим для ускорения с места, т.к. это перегружает коробку. Дайте возможность машине разогнаться хотя бы до скорости 20 км/ч.

3) PWR/SPORT

Данный режим предусматривает активную езду. На более высоких оборотах происходит переключение, что дает возможность быстрого разгона. Но помните, что при использовании данного режима происходит максимальный расход топлива.

4) SNOW

Данный режим используются в зимнее время. Он не предполагает включение первой передачи, а разгон осуществляется сразу со второй, это снижает риск проскальзывания ведущих колес. Кроме этого, передачи переключаются при более низких оборотах, что делает движение по снегу более безопасным. При этом, расход топлива минимален, поэтому можете использовать этот режим и в летнее время.

Буксировка

Многих волнует вопрос, можно ли буксировать машину с АКПП. Можно. Однако при этом вы должны двигаться со включенным двигателем, на передаче N, медленно и недолго. Если же предполагается транспортировка на значительные расстояния либо машина не заводится, то транспортировать ее нужно на эвакуаторе полностью либо частично (приводными колесами).

Если же буксируете вы, то помните, что такая буксировка вещь в принципе, нежелательная. Но если выхода нет, то машина, которую нужно буксировать, не должна превышать по массе вашу, скорость должна быть низкой, а АКПП должна находиться в режиме «2» либо «L».

Лидия Ткачук, 25.04.2013
специально для АвтоГАИ.ру