Почему мотор должен быть горячим? | Почему же производители заявляют, что греть автомобиль не нужно? | Как правильно прогревать двигатель?
В зимний период механизмы автомобиля испытывают большие нагрузки, чем летом. В первую очередь это касается двигателя — поэтому существует традиция прогревать его перед выездом. Правда, следуют ей далеко не все. Некоторые автолюбители уверены, что необходимость стоять с заведенным мотором ушла в небытие вместе с карбюраторами. По их мнению, на современных машинах, оснащенным системой распределенного впрыска топлива, ехать можно сразу. И каждую зиму автовладельцы вступают в полемику — нужно прогревать двигатель или нет.
У двигателя имеется так называемая «рабочая температура» — диапазон термических значений окружающей среды, при которых агрегат способен эффективно функционировать на протяжении длительного времени. Современные дизельные моторы, например, будут показывать наилучшие результаты при 85–90 градусах, а их бензиновые собратья — при 90–100 градусах Цельсия. А некоторые производители выпускают моторы, для которых рабочая температура — 110 градусов по Цельсию.
Чем ближе реальная температура к рабочей, тем выше коэффициент полезного действия двигателя — и наоборот. Но разогревать мотор нужно вовсе не для увеличения КПД. Дело в том, что при пониженных температурах усиливается износ деталей.
Происходит это из-за того, что технические жидкости, применяемые в автомобилях, на холоде теряют часть свойств. Прежде всего, это касается моторного масла. Его основная задача — хорошенько смазывать детали, образуя на их поверхности пленку. При работе двигателя этот тонкий масляный слой призван защищать трущиеся элементы от износа.
Если мотор запустить на холоде, масляная пленка может быстро стереться с деталей. А само масло будет обладать чересчур тягучей консистенцией, не сразу затечет во все нужные полости и щели. Соответственно, смазка деталей будет осуществляться не так эффективно, и срок службы механизмов уменьшится.
Особенно чувствительны к холоду некачественные масла. Поэтому зимой стоит выбирать технические жидкости особенно тщательно, отдавая предпочтение проверенным маркам. Также необходимо правильно подбирать вязкость масла — оно изначально не должно быть слишком густым.
Свойства охлаждающей жидкости на морозе тоже ухудшаются. На работу двигателя это не влияет, конечно. Но именно с помощью этой технической смеси зачастую отапливается салон автомобиля. Значит, машина с непрогретым двигателем и внутри будет оставаться холодной. А еще она будет выделять в окружающую среду больше вредных веществ — потому что характеристики охлаждающей жидкости влияют и на систему рециркуляции выхлопных газов.
Итак, мы выяснили, что прогретый двигатель работает лучше и прослужит дольше. Но почему тогда в инструкциях по эксплуатации большинства современных автомобилей утверждается, что предварительно греть машину перед началом движения не требуется?
Всё дело в борьбе с выхлопными газами. В ряде европейских стран стоянка с запущенным двигателем запрещена на территории городов. Желающему прогреть двигатель в Англии, например, грозит огромный штраф — 5 тысяч евро.
Стоит отметить, что и в России долго стоять с включенным двигателем нельзя. Законодательство разрешает прогревать машину не более 5 минут. В Москве штраф за нарушение этого правила составляет 3000 рублей, в регионах — 1500 рублей. Но на практике за соблюдением норматива никто особо не следит.
Производители автомобилей вынуждены подстраиваться под требования экологов. Поэтому они устанавливают различные «умные» системы, автоматически регулирующие подачу топлива и режимы работы непрогретого двигателя.
Так, в большинстве современных авто существует режим «прогревочных оборотов». Их частота может составлять до 2000 в минуту. В этом режиме расход топлива увеличивается, потому что поступающая в цилиндры топливная смесь содержит большее количество бензина. Предполагается, что автомобилист должен начинать движение на этих оборотах, чтобы избежать необходимости прогревать машину.
Но специалисты не рекомендуют ездить на прогревочных оборотах. Дело в том, что использование обогащенной топливной смеси негативно влияет на механизмы автомобиля — особенно на катализатор. Также страдают поршни, свечи, цилиндры, клапана. Они закоксовываются, на поверхностях образуется нагар. Поэтому, если вы живете не в Англии, лучше автомобиль всё же прогреть.
Если температура воздуха не слишком низкая, то достаточно будет просто дождаться, пока прогревочные обороты сменятся холостыми. Обычно это занимает несколько минут. Затем можно потихоньку ехать. При этом обороты дизельного двигателя не должны подниматься выше 1500, а бензинового — выше 2000.
При сильных морозах (от 20 градусов и ниже) следует постоять чуть дольше, чтобы охлаждающая жидкость тоже немного прогрелась. Стрелка датчика должна подняться до 50–60 градусов.
Длительно прогревать машину смысла нет. В состоянии покоя прогреться может только мотор (причем не всякий — для дизельных агрегатов обычно требуются дополнительные внешние системы подогрева). Остальные механизмы греются исключительно во время движения.
В летнее время года машину прогревать не нужно. Но и трогаться сразу после запуска двигателя тоже не стоит — это вредно для мотора. Дождитесь холостых оборотов, и лишь затем начинайте движение.
Автор: Розина Луиза, дата публикации: 22.03.2022
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.