«Первый автомобиль» – программа кредитования с господдержкой, которая позволяет сэкономить от 20 до 35% стоимости авто. Недавно её продлили до 2026 года, но, как и прежде, участвовать могут не все желающие. Объём финансирования на ближайшие 3 года установлен в размере около 30 млрд руб. Как работает программа, какие имеет особенности и кто может стать владельцем первой машины при поддержке государства, рассказали эксперты финансового портала Выберу.ру.

Что такое «Первый автомобиль»

Программа покупки автомобиля при поддержке государства запущена в 2017 году. Она пользуется большим спросом, поэтому периодически у банков заканчивается лимит финансирования от государства, но также регулярно выделяются новые транши из бюджета. Минпромторг выступает регулятором программы и периодически меняет условия кредитования в зависимости от рыночной ситуации.

Меньше всего спрос на покупку электромобилей, а также на получение субсидий для жителей Дальневосточного федерального округа. Кредиты на приобретение стандартных авто разбирают быстрее – так, уже в августе 2024 годовой лимит финансирования во многих банках был исчерпан.

Основной бонус программы – погашение за счёт государства части стоимости авто. Деньги перечисляются из бюджета в размере первого взноса по кредиту, но не выдаются на руки клиенту, а переводятся в банк, где оформлен договор. Размер скидки зависит от типа авто и места проживания заёмщика: при покупке российских электромобилей скидка составит 35%, если клиент проживает на Дальнем Востоке – 25%, во всех остальных случаях – 20%.

Условия программы

Условия программы:

  • Первый взнос. Государство погашает от 20 до 35% стоимости машины в виде первого взноса, но заёмщик может увеличить его размер собственными средствами или за счёт стоимости автомобиля, который сдаёт по трейд-ин.
  • Ставка. Не более ключевой + 5% (сейчас максимальная составит 24% годовых).
  • Срок кредитования. Его определяет банк, где заёмщик оформляет кредит, в среднем до 7 лет.
  • Стоимость авто. Не более 2 млн руб.

Основные требования к участникам:

  • российское гражданство;
  • наличие водительского удостоверения;
  • приобретаемая машина – первая в жизни, нет других зарегистрированных авто на имя клиента (кроме электромобиля);
  • другие автокредиты отсутствуют;
  • для покупки в ДФО – подтверждение регистрации на Дальнем Востоке.

Дополнительные требования (должно соблюдаться хотя бы одно):

  • заёмщик работает в государственном медицинском учреждении, образовательной организации (кроме частных);
  • клиент – доброволец, контрактник или мобилизованный, также претендовать на кредит могут члены их семей.

Требования к авто:

  • только новое ТС из салона;
  • отечественная сборка, масса не более 3,5 т, выпуск – не ранее 2023 года;
  • для электромобилей возможна стоимость выше 2 млн руб., но тогда субсидия от государства не может превышать 925 тыс. руб.;
  • авто не зарегистрировано на других людей и никогда не было в собственности.

Ещё одно требование – присвоение машине хотя бы 1600 баллов (в 2025 году будет уже 2000 баллов). С их помощью определяют, что авто собрано в РФ, но покупателю разбираться в этом не обязательно – дилеры посоветуют подходящую марку и модель.

Плюсы и минусы

У программы несколько преимуществ:

  • компенсация значительной части стоимости авто за счёт государственных средств;
  • возможность купить и стандартный, и электромобиль, причём во втором случае без ограничений по цене;
  • большой срок кредитования – до 7 лет.

Есть и минусы. Например, большинство банков требуют от клиентов, чтобы они дополнительно приобретали каско. Заявку могут не одобрить, если клиент соответствует всем требованиям, но, например, не имеет достаточного дохода. А ещё ограничен выбор авто – из иномарок доступен только HAVAL Jolion, который собирают на российском заводе.

Дата публикации: 25.10.2024
Перепечатка без согласия редакции запрещена.