С 1 января 2025 года вступили в силу поправки, которые значительно ужесточают наказания за управление автомобилем без полиса ОСАГО. Этот законопроект был принят Госдумой в третьем чтении и внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), в частности, касающиеся штрафов за отсутствие обязательного страхования. Если ранее водителей за отсутствие полиса штрафовали на 800 рублей, то теперь штрафы за повторное нарушение могут доходить до 5 тысяч рублей.
Первое нарушение, как и раньше, обойдется водителю в 800 рублей. Однако, если нарушение повторится, штраф возрастет до суммы от 3 до 5 тысяч рублей. Это касается случаев, когда водитель будет пойман на управлении автомобилем без ОСАГО во второй или более раз.
Ужесточение штрафных санкций связано с постоянными проблемами, возникающими в сфере обязательного страхования. Одной из причин повышения штрафов стало увеличение случаев, когда водители пытаются избежать страховки, либо вовсе не оформляют полис ОСАГО, либо делают это не в полном объеме. Новые штрафы созданы для того, чтобы стимулировать людей соблюдать правила и не забывать об этом важном документе.
Кроме того, штрафы за отсутствие полиса ОСАГО, как правило, собирают с водителей, не только потому, что они забыли оформить полис, но и из-за тех, кто намеренно избегает этого. По мнению многих депутатов, новый закон будет стимулировать автомобилистов к большей ответственности и повысит количество оформленных полисов ОСАГО.
Ещё одним важным моментом является возможность применения камер для контроля за наличием ОСАГО. В дорожной полиции уже протестировали систему, которая будет проверять наличие полиса у автомобилей в автоматическом режиме. Это создаст дополнительные неудобства для тех водителей, которые привыкли пренебрегать своим обязательным страхованием, так как камеры будут «вычислять» нарушителей. С 1 марта 2025 года система начала работать в полноценном режиме.
Эксперты говорят, что идея контроля наличия ОСАГО с помощью камер не нова, и её внедрение вряд ли удивит кого-то. Но именно новые штрафы и возможность применения автоматизированных систем для выявления нарушителей существенно усилят работу ГИБДД в плане мониторинга. Это также приведет к увеличению числа проверок, что для водителей будет означать повышенные шансы на штраф, если они не позаботятся о полисе.
Важным аспектом новых поправок является усиление ответственности за повторные нарушения. Если раньше наказание было символическим, то теперь водителей, которые неоднократно нарушают правила, ждет более серьезное наказание. Штрафы до 5 тысяч рублей — это уже реальная угроза для тех, кто продолжает игнорировать ОСАГО. С учётом того, что такие штрафы будут назначаться сразу после повторного нарушения, автолюбителям придется серьезно задуматься, стоит ли рисковать, управляя машиной без обязательного страхования.
Депутаты Госдумы подчеркнули, что ужесточение наказания необходимо в условиях растущего количества нарушений в сфере обязательного страхования. Они отметили, что повторные нарушения должны быть наказаны более строго, ведь именно такие водители наносят наибольший ущерб безопасности на дорогах. Многие парламентарии согласны с тем, что увеличение штрафов поможет повысить культуру страхования среди россиян.
Среди страховщиков законопроект также вызвал реакцию. Отметим, что, с одной стороны, они поддерживают повышение штрафов, так как это приведет к увеличению количества оформленных полисов. С другой стороны, большинство страховщиков скептически относятся к введению камер для контроля за наличием ОСАГО. Это связано с возможными техническими сложностями, связанными с точностью определения, есть ли у водителя полис или нет, а также с возможными ошибками системы.
Что касается использования камер для автоматического контроля, то такие технологии уже используются на отдельных участках дорог. Устройства будут способны зафиксировать номер автомобиля и сверить его данные с реестром застрахованных транспортных средств. Таким образом, если машина не числится в базе как застрахованная, система автоматически будет информировать правоохранителей о правонарушении. Также будут возможны автоматические уведомления о наложении штрафов на владельцев автомобилей, не имеющих полиса ОСАГО.
Эксперты считают, что такие меры могут существенно снизить количество правонарушений в сфере обязательного страхования. Однако важно понимать, что система все равно будет требовать доработки и тестирования, прежде чем она станет полноценной частью дорожной практики. В ближайшие месяцы можно ожидать запуск таких испытаний в разных регионах страны, а также анализ их эффективности.
Автор: Розина Луиза, дата публикации: 14.03.2025.
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.